Экономическая самодостаточность территорий - это способность обеспечить потребности граждан, проживающих на этих территориях, за счёт использования как внутренних, так и внешних ресурсов и формирования условий для устойчивого социально-экономического развития.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июля 2005 г. № 40 определены Основные направления территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года, которые определяют приоритеты развития каждой территории. Основные направления нацелены на создание условий для повышения экономической самодостаточности городских округов и муниципальных районов края за счет:
· поддержки территориальных точек экономического роста (Хабаровская и Комсомольская агломерации, Ванино - Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел), которые, интенсивно развиваясь, распространяют импульсы развития на окружающие территории;
· разработки и принятия законов и иных нормативно-правовых актов Хабаровского края, направленных на решение задач социально-экономического развития муниципальных образований края, завершение процесса разграничения полномочий между исполнительной властью субъекта федерации и муниципальными образованиями;
· разработки и проведения на краевом уровне дифференцированной экономической политики в отношении городских округов и муниципальных районов края с разным уровнем экономического развития;
· разработки и реализации мер, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов);
· обеспечения максимальной открытости и прозрачности расходования бюджетных средств на краевом и муниципальном уровнях;
· развития форм сотрудничества общественного и частного секторов, привлечение к решению территориальных задач предприятий различных форм собственности;
· оптимизации муниципальной собственности;
· проведения обоснованного районирования территории края;
· подготовки квалифицированных кадров, включая кадры муниципальных служащих.
Реализация Основных направлений территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года будет осуществляться через:
· создание условий для привлечения инвестиций в экономику края;
· предоставление банковских кредитов под гарантию Правительства края под инвестирование наиболее значимых проектов;
· разработку и реализацию программ и мероприятий социально-экономического развития муниципальных образований края (в 2005 году - Верхнебуреинского и Советско-Гаванского, в 2006 году - Тугуро-Чумиканского и Амурского, в 2007 году - Нанайского и Николаевского, в 2008 году - Комсомольского и Ванинского, в 2009 году - Хабаровского и Охотского, в 2010 году - Бикинского и имени Лазо муниципальных районов), краевых социальных программ, отраслевых программ в территориальном разрезе, локальных территориальных проектов;
· ежегодное подведение итогов социально-экономического развития края и постановку задач на очередной год с учётом приоритетных направлений развития каждого муниципального образования;
· ежегодное проведение мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация основных направлений территориальной политики позволит:
· повысить экономический потенциал края в целом и каждой отдельной территории;
· сократить численность населения, живущего за чертой бедности;
· снизить уровень дотационности бюджетов муниципальных образований и повысить финансовую самообеспеченность территорий (за счёт более эффективного использования налогового потенциала территорий, муниципальной и государственной собственности, переданной в управление органам местного самоуправления);
· сократить степень дифференциации социально-экономического развития территорий.
Развитие Хабаровской агломерации будет происходить за счет развития наукоемких производств, включая формирование центров высоких технологий, привлечения научно-инновационного потенциала, развития туристско-экскурсионной деятельности и гостиничного бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности города как регионального финансово-кредитного центра, промышленного, транспортного, научного и культурно-образовательного центра. В Хабаровске планируется создание технико-внедренческой особой экономической зоны (ОЭЗ). Наиболее реальным вариантом является создание ОЭЗ в области информационных технологий (ИТ-технопарк) на базе информационных структурных подразделений Тихоокеанского государственного университета с участием органов исполнительной власти Хабаровского края, Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук, Хабаровского филиала ОАО "Дальсвязь" и других организаций. Это предприятие планируется сделать резидентом ОЭЗ, выделив для него площадку в районе Тихоокеанского государственного университета. Наличие технико-внедренческого ИТ-технопарка в г. Хабаровске позволит обеспечить перспективное развитие высоких технологий и научно-техническую поддержку компаний и фирм, занимающихся их внедрением на территории Хабаровского края.
Комсомольская агломерация будет развиваться за счет развития наукоемких производств, включая формирование центров высоких технологий, выпуска продукции, способной конкурировать на мировом рынке, реализации конверсионных мероприятий, направленных на увеличение доли гражданского производства на оборонных предприятиях, ввода новых производственных мощностей с использованием инновационных технологий. Прорабатывается вопрос по созданию промышленно-производственной ОЭЗ на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
Ванино - Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел будет развиваться за счет притока как иностранных, так и российских инвестиций, направленных на строительство глубоководных терминалов по перевалке угля на экспорт, специализированных перегрузочных комплексов для минеральных и лесных грузов, черных металлов, мощностей по переработке рыбы, морепродуктов и лесопродукции. Возрастет количество предприятий и учреждений, занимающихся сервисным обслуживанием. Намеченные мероприятия позволят увеличить грузооборот порта Ванино в 3 раза, порта Советская Гавань - в 5 раз. Развитие транспортной инфраструктуры даст толчок к развитию других производств на побережье Татарского пролива.
Степень территориальной дифференциации уменьшится за счёт более интенсивного развития отсталых и слаборазвитых районов.
Так за счёт развития мощностей по переработке леса (ООО "Снежное", ОАО "Комсомольский КЛПХ", ЗАО "Шелеховский КЛПХ"), электрификации и газификации ряда населённых пунктов в категорию районов с более высоким уровнем развития переместится Комсомольский муниципальный район.
Среднего уровня развития достигнут Охотский и имени Лазо муниципальные районы. Охотский - за счёт модернизации производства и наращивания перерабатывающих мощностей в рыбной отрасли (ОАО "Новоустьенский рыбозавод", рыболовецкий колхоз им. Вострецова), выхода на проектную мощность Хаканджинского горно-металлургического комплекса. Муниципальный район имени Лазо получит развитие за счёт создания мощностей по производству химико-термомеханической массы, создания новых мощностей по переработке леса, развития сельскохозяйственного производства, увеличения производства на ОАО "Переяславский молокозавод".
На более высокий уровень развития выйдут Вяземский и Ульчский муниципальные районы. Вяземский - за счёт развития сельскохозяйственного производства (повышение урожайности зерновых культур и сои, наращивания поголовья крупного рогатого скота), увеличения переработки молока на ООО "Вяземский молочный комбинат", ввода новых мощностей по переработке древесины на ОАО "Вяземский ДОК" и ОАО "Горные ключи", реализации бизнес-плана ООО фирмы "Таёжная" по строительству известкового завода в г. Вяземском.
В Ульчском муниципальном районе получит дальнейшее развитие морской порт Де-Кастри, где намечено строительство объектов рейдового налива нефти, произойдет увеличение объёмов заготовки и переработки древесины на ООО "Де-Кастрилес", ЗАО АС "Алмаз".
При реализации высокоэффективных проектов могут повысить свой уровень развития Амурский и имени Полины Осипенко муниципальные районы. Амурский - за счёт обеспечения предприятий ОПК государственными и экспортными заказами, организации на площадях федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш" металлургического завода по производству медного катода и медной катанки, развития камнеобрабатывающего предприятия ООО "Амуркамень", организации производства базальтовой нити ЗАО "Базальтовые технологии", создания производства по выработке целлюлозы, расширения производства по выпуску плит ламинированных и пиломатериалов на ООО "Амурский ДОК", газификации притрассовых населённых пунктов в местах прохождения газопровода. Муниципальный район имени Полины Осипенко - за счёт увеличения объёмов добычи россыпного золота, строительства и ввода в эксплуатацию горно-обогатительного комплекса на Албазинском золоторудном месторождении, ввода новых мощностей по выпуску пиломатериалов ЗАО "Лесной комплекс", воспроизводства рыбных запасов р. Амгунь.