Недействующий

Об Основных направлениях экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года № 34-пр)

Транспортно-дорожный комплекс и связь


Для экономики края характерна высокая доля транспорта в отраслевой структуре ВРП, достигшая в 2004 году 15 процентов, что превосходит аналогичный общероссийский показатель почти в два раза. Среднегодовая численность занятых на транспорте превышает 64 тыс. человек, и составляет около 9 процентов от общей численности занятых в экономике края.

В рассматриваемом периоде деятельность транспортного комплекса края характеризовалась устойчивым увеличением объёмов транспортной работы. За четыре года темп роста грузооборота в крае составил 135,6 процента, что превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (125,5 процента) и Дальневосточному региону (127,4 процента).

Основная доля в общем объёме грузооборота в крае принадлежит железнодорожному транспорту (94 - 95 процентов). Темп роста грузооборота железнодорожного транспорта за период 2000 - 2004 гг. составил 136,9 процента, что определило общую динамику грузооборота. Продолжающийся рост объёмов грузовых перевозок железнодорожным транспортом потребовал проведения ряда мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности железной дороги. В этих целях Дальневосточной железной дорогой - филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" были проведены значительные работы по усилению верхнего строения пути, укладки железобетонных шпал и бесстыковочного рельсового пути. Продолжаются работы по удлинению приемоотправочных путей станций, реконструкции вагонных и локомотивных депо.

На внутреннем водном транспорте рост был незначительным (4,6 процента), что объясняется как экономическими причинами, так и гидрологической ситуацией на р. Амуре. Маловодье ограничивает возможности использования крупнотоннажных судов ОАО "Амурское пароходство" - основной судоходной компанией Хабаровского края.

На автомобильном и воздушном видах транспорта в рассматриваемый период была переломлена тенденция спада, сменившаяся незначительным ростом.

Объём перевозок грузов в крае за последние четыре года вырос на 25,9 процента, доля железнодорожного транспорта в грузовых перевозках при этом возросла с 54 до 57 процентов. В структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом преобладают нефть и нефтепродукты, лесные грузы и каменный уголь. Их суммарная доля достигает 80 процентов.

За период 2001 - 2004 гг. пассажирооборот в крае вырос на 12,1 процента. Основной объем пассажирооборота формируется тремя видами транспорта: железнодорожным, воздушным и автомобильным. В рассматриваемый период доля автомобильного транспорта постепенно сокращалась, а доля воздушного увеличивалась. В значительной степени увеличение объёмов перевозки пассажиров на воздушном транспорте было связано с реализуемой федеральным государственным унитарным предприятием "Дальвиа" программой обновления физически и морально устаревшего парка воздушных судов. Благодаря осуществлению проекта лизинга самолетов ФГУП "Дальавиа" при поддержке Правительства края за четыре года приобрело несколько отечественных лайнеров: три Ту-214 и четыре Ту-154М.

Рост грузооборота и пассажирооборота сопровождался лишь незначительным увеличением численности работников транспорта (2,1 процента), что свидетельствует о росте производительности труда в целом по отрасли.

Дальнейшее развитие транспортного комплекса края будет связано с решением следующего ряда проблем. Достижение предела пропускной способности железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска вызывает острую необходимость строительства второй очереди мостового перехода. Дальнейшее развитие порта Ванино сделает необходимой реконструкцию железнодорожной ветки Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. В связи с тем, что текущее техническое состояние многих аэропортов края не соответствует сертификационным требованиям и ставит под угрозу саму возможность полётов, для осуществления безопасного авиасообщения в крае необходимо завершение реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропортах г. Николаевска-на-Амуре, пос. Чумикан, г. Хабаровска. В связи с тем, что в последние годы активно развиваются разрушительные русловые процессы на р. Амуре у г. Хабаровска, которые приводят к значительному ухудшению условий судоходства, необходима срочная реализация проекта инженерной защиты левого берега реки.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в крае на конец 2004 года составила 5208 км, прирост к 2000 году 198 км. Плотность автомобильных дорог в крае составляет 6,3 км на 1 тыс. кв. км территории, что ниже среднего показателя по Российской Федерации в пять раз, но несколько превосходит среднее значение по Дальневосточному региону (5,3).

В автодорожном строительстве главным приоритетом являлось формирование дорожной сети, обеспечивающей надежную транспортную связь между районными и краевым центрами, населенными пунктами. Осуществлялось строительство дорог Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск - Березовый - Амгунь. Большое внимание в последние годы уделяется реконструкции улично-дорожной сети городов для пропуска потоков транзитного автотранспорта. Так, в Хабаровске построен 13 километровый обход города от мостового перехода через р. Амур, произведены работы по реконструкции ул. П. Морозова с усилением и расширением проезжей части. На участках интенсивного движения автотранспорта построен ряд транспортных развязок.

В то же время в результате изменений в налогово-бюджетном законодательстве существенно сократились объемы средств, направляемых в дорожное строительство. В связи с этим резко снизились темпы строительства новых дорог, что негативно отражается на инвестиционном имидже края, снижает потенциал развития экономики.

В период 2001 - 2004 годов связь, коммуникационные системы края получили бурное развитие.

Объём услуг, оказываемых предприятиями связи за период 2001 - 2004 гг. в крае, вырос более чем в 5 раз. Наибольшие темпы роста объёмов услуг достигли операторы сотовой (подвижной) радиотелефонной связи. Региональные сети операторов сотовой связи интегрированы в федеральные сети сотовой связи национальных операторов.

Общая монтированная емкость телефонных станций в крае за период 2001 - 2004 гг. выросла на 46,8 процента, достигнув 400 тыс. номеров. Доля емкости цифровых станций от общей монтированной емкости местной телефонной сети составляет порядка 60 процентов. Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами (на 1000 человек постоянного населения) составляет 185,2 шт. Темп роста к 2000 году - 30,9 процента. Количество абонентов сотовой радиотелефонной связи в крае за рассматриваемый период выросло с 22,5 до 640 тысяч.

В то же время не полностью охвачены телефонной сетью северные труднодоступные районы. В крае 127 населенных пунктов, в которых проживает более 39 тыс. человек, ещё не телефонизированы. Поэтому основной задачей является обеспечение жителей края, проживающих в сельской местности и отдаленных северных районах, универсальной услугой связи.