В настоящих условиях, когда достигнута определенная степень устойчивости социально-экономической ситуации, основополагающей задачей Правительства Хабаровского края по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Решение этой задачи будет осуществляться в следующих направлениях:
1. Дальнейшее повышение привлекательности инвестиционного климата края путем снижения инвестиционных рисков и увеличения инвестиционного потенциала за счет стимулирования процессов технологического перевооружения производств, обновления основных фондов, активного привлечения инвесторов, повышения финансовой эффективности действующих предприятий, стимулирования повышения роста реальных доходов населения, дальнейшего усиления борьбы с преступностью, обновления технологий экологически вредных производств.
2. Поиск и поддержка "сильных" экономически активных и динамичных участников инвестиционного процесса, привлечение прямых инвестиций в экономику края.
3. Совершенствование системы управления инвестиционным процессом и дальнейшее развитие на краевом уровне механизмов поддержки участников инвестиционных процессов.
Для того чтобы добиться дальнейшего прогресса в Хабаровском крае должен быть разработан, принят и осуществлен целенаправленный комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности, основой которого должны стать мероприятия по устранению существующих негативных параметров инвестиционного климата, устранение которых позволит существенно улучшить инвестиционный имидж региона.
По данным сравнительного анализа инвестиционной привлекательности Хабаровского края, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА" в 2004 году отрицательно влияет на ранг инвестиционного риска сохранение крайне высокого уровня преступности, медленное снижение преступности, связанной с оборотом наркотиков, рост уровня сбросов загрязняющих веществ в водоемы, пониженные темпы восстановления промышленного производства, сохранение высокого уровня бедности населения.
На ранг инвестиционного потенциала наиболее существенное влияние оказывают следующие индикаторы: небольшая численность трудовых ресурсов, замедленные темпы роста прибыльности производства, пониженный уровень жизни населения, недостаточные темпы роста финансирования науки, низкая плотность транспортной сети.
Для повышения инвестиционной привлекательности Хабаровского края действия всех структурных подразделений исполнительной власти края должны быть направлены на ослабление влияния этих негативных факторов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности края необходимо разработать (и привить как систему в деятельность всех структурных подразделений исполнительной власти края) имиджевую стратегию края, цель которой - создание у потенциальных инвесторов образа края как места, привлекательного для размещения инвестиций.
Приоритетными задачами имиджевой стратегии края должны стать:
· продвижение Хабаровского края в российском и международном инвестиционном сообществе;
· формирование имиджа Хабаровского края как лидера среди субъектов Дальневосточного региона и Российской Федерации;
· формирование системы антикризисного РR для нейтрализации событий, негативно влияющих на имидж края.
Развитие лизинговых компаний зависит от привлечения ресурсов для финансирования инвестиционных проектов на лизинговой основе по обновлению основных производственных фондов и техническому переоснащению предприятий реального сектора экономики. Для лизинговых организаций устанавливаются кредитные лимиты крупнейшими региональными банками (Далькомбанк) и филиалами московских банков (Внешторгбанк, Сбербанк). Чтобы объем лизинговых сделок был более динамичным, вопрос привлечения дополнительных финансовых ресурсов приобретает все большую важность.
Перед лизинговыми компаниями края ставится задача значительно увеличить объем лизинговых сделок, в том числе проработать возможность развития возвратного лизинга.
В первую очередь их внимание должно быть направлено на традиционные для края отрасли, остро нуждающиеся в обновлении материально-технической базы, такие как лесопромышленный комплекс, транспорт, строительство, горнодобывающая отрасль и др.
Кроме того, представляет большой интерес развитие новых направлений в деятельности лизинговых компаний, включая сотрудничество с другими лизинговыми компаниями, в первую очередь зарубежными по схеме сублизинга, когда иностранный партнер через российскую лизинговую компанию будет передавать в лизинг технику и оборудование российским компаниям. Это направление в нашем регионе развито крайне слабо.
Несмотря на возросший интерес к лизингу со стороны лизингополучателей, в этой сфере пока недостаточно развита информационная и образовательная составляющая.
Активной деятельности по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики должна предшествовать компания по формированию имиджа благоприятных условий инвестирования конкретной отрасли на основе анализа конкурентоспособности данной отрасли, состояния ее ведущих предприятий с учетом перспективных планов реконструкции и технического перевооружения, разработки маркетинговой программы отрасли.
Маркетинговая программа отрасли должна включать в себя текущее состояние отрасли, ведущих предприятий, их конкурентов, потребителей и перспективы развития (в том числе инвестиционные проекты, способные дать толчок для дальнейшего развития отрасли).
Привлечение в экономику Хабаровского края прямых инвестиций будет являться одним из ключевых направлений инвестиционной деятельности, поскольку они являются не только источником новых капиталовложений, но и что особенно важно открывают доступ к новым технологиям, эффективным способам управления и маркетинга.
Скорость экономического развития зависит от оперативного заимствования и эффективности внедрения передового опыта. Прямые инвестиции наилучшим образом отвечают этой цели и обеспечивают общий экономический рост, а также в значительной мере способствуют повышению уровня квалификации рабочей силы, созданию новых рабочих мест.
В инвестиционной деятельности одной из главных проблем инвестиционного процесса является создание ясной для инвестора системы реализации инвестиционного проекта, мер государственной поддержки.
Важнейшим элементом этой системы должно выступать сопровождение инвестиционных проектов, имеющих особую значимость для отрасли, региона, со стороны органов исполнительной власти края. Процесс сопровождения должен включать полный период реализации проекта.
Важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала региона выступает наличие инфраструктурно обустроенных площадок под строительство или размещение отдельных объектов и инвестирование, которые требуют взаимоувязанных действий как структурных подразделений Правительства края, так и муниципальных образований.
Реализация инвестиционного проекта требует дальнейшего развития качественных услуг в области аудита, консалтинга, юридического сопровождения и страхования.
В крае создана законодательная и нормативная база, регулирующая инвестиционную деятельность. Вместе с тем изменение инвестиционной конъюнктуры требует дальнейшей корректировки существующей базы с расширением мер краевой государственной поддержки, среди которых компенсация части процентной ставки по кредитам банков, полученных для реализации инвестиционных проектов.
Кроме этого, необходимо постоянно проводить анализ правовой базы, касающейся вопросов инвестиционной деятельности, в целях ее дальнейшего развития и совершенствования с учетом меняющихся экономических условий в крае и Российской Федерации.
При положительном решении поставленных задач, направленных на дальнейшее улучшение инвестиционного климата, существенное повышение производительности труда, разработку и реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал в 2010 году к уровню 2004 года (в сопоставимых условиях) на 90,7 процентов, что обеспечит соотношение инвестиций к ВРП на уровне 25 - 30 процентов и позволит провести модернизацию и техническое перевооружение действующего производства под выпуск конкурентоспособной и экономически эффективной для предприятий продукции.