Одним из основных условий развития агропромышленного комплекса края и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая, что почвы в крае в основном характеризуются низкой биологической продуктивностью, слабо оструктурены, большей частью тяжелосуглинистые, а в период муссонных дождей, совпадающий с уборкой многих сельскохозяйственных культур, переувлажняются и переуплотняются, их использование невозможно без дополнительных работ по повышению плодородия почв. На эти цели в крае ежегодно выделяется финансовая поддержка из краевого бюджета.
Анализ современного состояния земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных краевым унитарным сельскохозяйственным предприятиям, оценка изменения их качественных показателей дают основание считать, что непринятие мер по исправлению положения приведет к снижению плодородия почв, ухудшению их водно-физических показателей, а также возникновению негативных ситуаций в сфере агропромышленного комплекса.
В перспективе это определяется прежде всего следующими негативными процессами:
сокращение общей площади используемых сельскохозяйственных угодий;
уменьшение площади осушенных земель. Ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 т/га в год);
увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство.
Указанные негативные процессы за 10-15 лет могут снизить плодородие почв до естественного, а урожайность зерновых до 4-5 ц/га, сои - до 4 ц/га, картофеля - до 30-35 ц/га.
Согласно федеральной целевой программе «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы» финансовые средства, предоставляемые из федерального бюджета, направляются на обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, решение проблемы сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в краевой государственной собственности и предоставленных краевым унитарным сельскохозяйственным предприятиям, возможно только на основе программно-целевого метода.