Проследить концептуально взаимосвязи между областями ФС и их взаимное влияние можно на модели системы обеспечения лекарственными средствами.
Обобщенная модель ФС может быть представлена в следующем укрупненном составе (рис. 1): область разработки ЛС («А»), область производства ЛС («Б»), область поставок и межтерриториального распределения ЛС («В»), область формирования спроса на лекарственные средства («Г»), область использования ЛС («Д»).
1. Область «А» включает в себя множество отдельных субъектов, взаимоотношения между которыми имеют рыночную (конкурентную) основу, и характеризуются, с одной стороны, закрытостью информации о процессах разработки ЛС и, с другой стороны, необходимостью создания служб маркетинга в следующих важных для области «А» направлениях:
- изучение потенциальных производителей ЛС в целях прогнозирования их наличия в области «Б», потенциальных производственных возможностей каждого из них, современности действующих у них технологий, гарантирующих относительно низкую себестоимость, качество и объемы выпуска продукции;
- изучение возможности сбыта своей продукции, для чего необходим прогноз потенциального спроса на планируемые для разработки ЛС на основе изучения области «Г». Эффективность этих прогнозов зависит от открытости информации о процессах оказания лекарственной помощи в здравоохранении и о нуждах населения (область «Д»).
Общая деятельность области «А» определяется в конечном счете числом предлагаемых для производства новых ЛС, отличающихся технологичностью их производства, фармакологическими свойствами, областью применения каждого из них и др.
2. Область «Б» должна обеспечить низкую себестоимость производства новых ЛС в необходимом объеме при условии достижения установленных разработчиками параметров их качества. Для прогнозирования потенциального спроса на ЛС требуется не только выбирать для изготовления наиболее технологичные (не требующие большой перестройки производства) и востребованные в будущем ЛС, но и включаться в рыночную борьбу за финансовые, материальные, кадровые и иные ресурсы, необходимые для собственной деятельности, а также одновременно проводить исследование (маркетинг) рынка сбыта своей продукции в областях «В» и «Г». Эффективность этих прогнозов зависит от открытости информации о рынке нужных для производства ресурсов, о процессах оказания лекарственной помощи в здравоохранении и о нуждах населения (область «Д»).
3. На плечи области «В» ложатся проблемы маркетинга территориального, календарного, номенклатурного, объемного и ценового баланса спроса на ЛС с учетом затрат на хранение, транспортировку, правовое обеспечение сделок на поставку ЛС и др. Эти задачи возможно решить при прогнозе не только производства ЛС в области «Б», но и спроса в областях «Г» и «Д» в разрезе территорий и даже отдельных аптечных и лечебных учреждений.
4. Область «Г» решает задачи прогнозирования условий, объемов, методов и направлений распределения ЛС в сфере оказания безопасной для пациентов и эффективной лекарственной помощи. В настоящее время в лечебных учреждениях слабо развит маркетинг рынка ЛС. Маркетинг чрезвычайно необходим в связи с тем, что не менее 70 процентов ЛС на рынке являются дубликатами, многие из них представляют варианты ЛС одного прототипа, не дают никакого терапевтического преимущества по сравнению с уже известными ЛС, демонстрируют слишком высокую токсичность по сравнению с терапевтическим эффектом, выпускаются на рынок без достаточной информации об их эффективности или токсичности, имеют показания, не существенные для основных потребностей населения, а также значительно дороже существующих ЛС.
Интересы области «Г» должны также простираться в область маркетинга предложения медикаментов из областей «А», «Б» и «В» с тем, чтобы прогнозировать состояния рынка Л С. Аналогичная работа должна выполняться одновременно в области маркетинга источников финансовых ресурсов.
В области «Г» должны решаться задачи определения для каждого ее субъекта спроса на лекарственную помощь со стороны контингента пациентов, обращающихся в разрезе календарного времени в лечебно-профилактические учреждения (далее также - ЛПУ) за медицинской помощью.
Прогнозирование спроса на ЛС базируется на статистическом учете количества поступающих в ЛПУ пациентов в разрезе нозологических форм заболеваний, на основе определенных врачами или стандартных схем лекарственной терапии. Последние формируются с применением методов доказательной медицины, основываясь на решениях клинических фармакологов, на прогнозах спроса на препараты, соблюдения их безопасности, медицинской и экономической эффективности лекарственной терапии.
В области «Г» должны также решаться задачи профессиональной подготовки (обучения) медицинских и фармацевтических работников клинической фармакологии и фармакотерапии, организации рационального отбора лекарственных средств, мониторинга рационального назначения ЛС, анализа и оценки использования ЛС, организации надлежащего функционирования фармацевтических и лечебных учреждений, а также персонифицированного учета и страхования рисков потерь нецелевого и нерационального использования ЛС на всех этапах их движения в данной области.
К сожалению, медицинские специалисты в настоящее время не участвуют в финансово-закупочной деятельности, в анализе цен и условий коммерческих предложений потенциальных поставщиков, в принятии решений о приобретении того или иного ЛС, что обусловлено их относительной отдаленностью от конкурсных закупок. При отсутствии заинтересованности субъектов области «Г» в оптимальном использовании финансовых средств, в стимулировании производителей ЛС, способных расширить рынок ЛС, решение этих проблем все больше берут на себя развивающиеся системы обязательного и добровольного медицинского страхования.
5. Область «Д» как конечный потребитель ЛС для оптимального удовлетворения своих нужд должна достигнуть сбалансированности номенклатуры, количества, качества и лекарственной эффективности используемых медикаментов, но ввиду своей недостаточной компетентности делегирует эти функции в область «Г».