В деятельности учреждений здравоохранения прослеживаются два относительно независимых аспекта: медицинская и экономическая деятельность.
4.1. Медико-экономическая деятельность ЛПУ в системе ОМС можно представить в виде модели (рис. 1)
Рис. 1. Модель деятельности ЛПУ
4.2. На этапе планирования объемов МП в рамках ТПГГ формируется основной норматив (стандарт), отражающий:
- номенклатуру МП, которая соответствует прогнозу потребности населении в видах и объемах МП по данной номенклатуре (см. рис. 1 блок «Входящие пациенты»);
- объемы финансирования ЛПУ, гарантирующих выполнение заданных номенклатуры, объемов и качества МП (см. рис. 1 блок «Источники финансирования»);
- нормативные показатели качества (исходы) и сроки оказания медицинской помощи, сформированные в рамках медицинских стандартов, утвержденных в установленном порядке.
4.3. Медицинская деятельность ЛПУ
В медицинской деятельности ЛПУ выделяются следующие особенности:
а) пациенты, получившие необходимую им МП (см. рис. 1 блок «Выходящие пациенты»), должны рассматриваться как результаты (продукты, товар) деятельности ЛПУ, а потому сопровождаться определенным набором измеренных с определенной точностью параметров. Действующие сегодня в ЛПУ стандарты качества МП не в полной мере отвечают этим условиям;
б) в процессе движения пациента по этапам оказания ему медицинской помощи в ЛПУ врачом ведется «ручной» персонифицированный учет оказанной больным медицинской помощи определенного содержания и качества в виде истории болезни или талона амбулаторного пациента. Такая технология имеет ряд недостатков, существенно влияющих на эффективность управления медицинской деятельностью ЛПУ:
- современные истории болезни и талоны амбулаторного пациента имеют ряд неформализованных (свободно интерпретируемых врачом) и субъективно оцениваемых показателей;
- ведение человеком данных на бумажных носителях сопряжено с субъективными неконтролируемыми ошибками в данных, с их неформальной интерпретацией, неполнотой информации и т.п.;
- данные на бумажных носителях не доступны для автоматизированного статистического накопления, контроля и обработки;
в) процессы в области медицинской деятельности (см. рис. 1 блок «Процессы оказания МП») имеют на каждом этапе собственные результаты, характеристики которых прямо или косвенно влияют на исходы. Следовательно, характеристики промежуточных исходов (показатели состояния пациента) также должны быть запрограммированы и гарантированы в простых медицинских услугах. Такие гарантии могут быть обеспечены в рамках медицинских технологических стандартов (наборов и последовательности выполнения простых медицинских услуг). В свою очередь, гарантии качества результатов простых медицинских услуг закладываются в стандартах на их исполнение;
г) процессы исполнения каждой из простых медицинских услуг напрямую зависят от соответствия количества и качества ресурсов, обеспечивающих и гарантирующих их выполнение (кадры, медицинское оборудование и инструментарий, информация, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, расходные материалы и инвентарь продукты для лечебного питания и др.). Требования к обеспеченности каждой простой медицинской услуги устанавливаются соответствующими стандартами ресурсного обеспечения.
4.4. Технологии ресурсного обеспечения.
Технологии ресурсного обеспечения медицинских услуг являются отправной точкой экономической деятельности ЛПУ.
В этой части существуют следующие особенности деятельности ЛПУ (рис. 2):
а) «Входящему пациенту» (блок 1) оказываются диагностические медицинские услуги (ДМУ) (блок 3 из ряда от ДМУ1 до ДМУN), затем врачом принимается решение об оказании лечебных медицинских услуг (ЛМУ) (блок 4 из ряда от ЛМУ1 до ЛМУN). Такие циклы могут продолжаться необходимое количество раз до достижения исхода, когда (в блоке 2 «Выходящий пациент») принимается решение об исходе лечения. Время, затраченное на необходимое количество циклов, характеризуется как длительность пребывания больного на лечении в рамках законченного случая;
б) при оказании всей совокупности диагностических и лечебных услуг в каждой из них генерируется необходимая (в соответствии со стандартами ресурсного обеспечения услуг) конкретная измеряемая потребность в ресурсах. Доставка каждого вида ресурсов (например, медикаментов из ряда от М1 до МN в блоке 5 «Медсестринский пост») к местам оказания простых медицинских услуг (например, в блоках 3 и 4) определяется номенклатурой (видами) ресурсов, и в каждый из видов - количеством, качеством и сроками доставки ресурсов;
Рис. 2. Потоки медикаментов, обеспечивающих процессы медицинской помощи.
в) потоки ресурсов с момента их закупки (например, блок 8 «Рынок медикаментов») до мест потребления (блоки 3 и 4) проходят ряд немедицинских процедур, связанных с транспортированием, контролем качества, перегрузкой, учетом, хранением (например, блок 7 «Больничная аптека»), выдачей на следующий этап (например, из блока 7 в блок 6 «Старшая медсестра отделения» и далее в блок 5) и т.д. На каждом из таких этапов могут возникнуть риски потерь ресурсов по различным причинам, связанным с естественной убылью ресурсов, с ошибками (квалификацией) и недобросовестностью обслуживающих кадров, с качеством основных средств, с возможностями «Рынка медикаментов», с достаточностью финансовых ресурсов (например, блок 10 «Финансовые средства ОМС») для удовлетворения ценовых требований рынка и др.;
г) заявки на ресурсы в действующих сегодня в ЛПУ системах ресурсного обеспечения определяются затратным методом «от достигнутого», что по указанным выше причинам не соответствует нормативам оказываемых диагностических и лечебных услуг.
Таким образом, адекватность обеспеченности медицинской деятельности и в конечном итоге качество конечных медицинских результатов деятельности ЛПУ определяется, в том числе и качеством технологий ресурсного обеспечения.