Действующий

О ходе выполнения постановления Губернатора Хабаровского края от 9 января 2002 г. № 6 «Об Основных направлениях развития здравоохранения Хабаровского края на 2002-2005 годы» и мерах по дальнейшему развитию здравоохранения края на 2006-2010 годы

4. Комплексный подход к охране здоровья населения Хабаровского края

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Здоровье населения и в первую очередь «здоровье здоровых» является объектом управления со стороны органов управления административно-территориальных образований, организаций и учреждений, связанных со здравоохранной и производственной деятельностью.

Следовательно, решение вопросов охраны здоровья населения возможно только на основе социального партнерства всех заинтересованных сторон.

В этой связи основными резервами сохранения и воспроизводства здоровья населения являются:

1) разработка государственной политики на всех уровнях управления административно-территориальных образований, координация деятельности ведомств, организаций и учреждений различных форм собственности по реализации приоритетных стратегических направлений в области охраны здоровья;

2) экономическая заинтересованность работодателя любой формы собственности в охране здоровья работников;

3) повышение качества жизни, санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание здорового образа жизни у населения;

4) повышение эффективности деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги населению;

Для реализации поставленных задач в крае предлагается стратегия охраны здоровья населения, которая должна реализовываться в несколько этапов:

1) формирование межведомственного подхода в области охраны здоровья населения как на региональном уровне, так и на муниципальном уровне как основы государственной политики;

2) разработка программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения региона, включающей все субъекты управления здравоохранной деятельностью территории;

3) совершенствование деятельности органов и учреждений здравоохранения;

4) организация системы мониторинга сопровождения данной программы и оценка ее эффективности.

Основными направлениями стратегии охраны здоровья населения края являются:

1) выбор приоритетных направлений развития системы охраны здоровья населения;

2) разработка комплексной межведомственной программы по охране здоровья населения. Мониторинг мероприятий межведомственной программы по охране здоровья населения;

3) создание основополагающих правовых, организационных, технологических и методических механизмов по совершенствованию мероприятий по охране здоровья населения;

4) структурные преобразования в здравоохранении, направленные на расширение амбулаторно-поликлинической помощи, развитие стационарзамещаюших технологий;

5) повышение качества оказания медицинской помощи населению в части обеспечения ее доступности, адресности, эффективности.

Для органов управления административно-территориальных образований, страховых компаний, Госсанэпиднадзора, органов управления в правоохранительной сфере, органов управления в области охраны окружающей среды стратегия здравоохранной деятельности должна формироваться преимущественно в области профилактики заболеваний - «охрана здоровья здоровых».

В компетенции указанных субъектов находится контроль за такими факторами, как качество питания и питьевой воды, чистота воздуха, обеспечение благоустроенным жильем, возможность заниматься спортом, занятость населения, своевременное получение заработной платы и прочие факторы, составляющие понятие «качество жизни».

В этой части необходим консолидированный комплексный межведомственный подход по охране здоровья населения и повышению качества жизни в области профилактики заболеваний. Решение части проблем берет на себя государство, например, страхование здоровья, пропаганду здорового образа жизни, профилактику курения, избыточного веса, здоровое питание и водопотребление, экологическую безопасность, вакцинопрофилактику, борьбу с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и пр.

Для координации этой деятельности необходимо создание межведомственной комиссии (координационный совет) по охране здоровья граждан и здравоохранению на всех уровнях управления. Задачи комиссии (совета) - это выбор приоритетов, разработка стратегии и программ по охране здоровья населения, их правовое, ресурсное, технологическое и информационное обеспечение, а также анализ и контроль за исполнением принятых решений.

Таким образом, охрана здоровья населения является сложной комплексной проблемой, реализация которой возможна только путем формирования межведомственного подхода с разработкой программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения края, включающей все субъекты управления здравоохранной деятельностью территории.