Существенным негативным фактором, снижающим надежность ФС, является нестабильность и неэффективное управление потоками ЛС в субъектах области «Г», внутри ЛПУ (рис. 2).
В потоке поставок ЛС по маршруту 1 - 2 (поставщик - больничная аптека) возможны риски, которые приводят к несоответствию параметров поставки с требованиями заявки ЛПУ. К ним можно отнести: отклонения номенклатуры (пересортица) поставляемых ЛС, уменьшение объемов поставки, отклонения по срокам поставки, нарушения в качестве поставляемых ЛС (просроченные ЛС, нарушение упаковки, некачественные сертификаты ЛС) и другие причины.
К искажению запланированного в соответствии с формулярным списком обеспечения больных ЛС может привести широко практикуемый взаимообмен ЛС по маршрутам 2 - 4 и обратно (4 - 2), 2 - 3 и обратно (3 - 2). Известны также факторы, приводящие к потерям ЛС при хранении в блоках 2, 6 или даже 7 в связи с недостаточным обеспечением складов соответствующим оборудованием, энергией, контрольными приборами и т.п. В указанных аспектах потерь ЛС возможен учет и их регулирование.
Неуправляемыми и потому приносящими особенный ущерб надежности ФС являются теневые, неофициальные и неконтролируемые администрацией ЛПУ потоки ЛС по направлениям 2 - 5, 6 - 5 и 7 - 5, 2 - 11, 6 - 11 и 7 - 11, 2 - 8, 6 - 8 и 7 - 8.
В настоящее время недостаточно эффективны механизмы, в том числе анкетирование и опросы, получения достоверной информации о фактическом приеме больными необходимых им ЛС. Сегодня назначения врачами ЛС практически неуправляемы из-за неэффективного контроля ввиду отсутствия официально введенных стандартных схем применения ЛС, систем контроля фактического использования и последствий лекарственной терапии. Остаются неконтролируемыми поступления ЛС к больному по теневым каналам 3 - 8 или 3 - 11 - 8, 2 - 8, 6 - 8 и 7 - 8. Немаловажным отрицательным фактором в эффективности ФС являются неконтролируемые медицинским персоналом случаи отказов больных от приема ЛС (поток 8 - 9).
Из представленных данных по системному анализу ФС следует, что формулярные списки, безусловно являясь ядром и главной целью всей системы, сегодня не гарантируют обязательную закупку, адекватное финансирование определенных объемов и доставку лекарственных препаратов к больному, что требует непрерывного и частого их пересмотра со всеми вытекающими отсюда затратами, нарушениями в лекарственной терапии и их последствиями.
Таким образом, соотношение условий в каждой области ФС между спросом на ЛС, возможностями рынка, финансовыми возможностями, качеством системы распределения ЛС в той или иной степени отражается на реализуемости формулярных списков. Этот тезис должен изменить представление организаторов здравоохранения о том, что при создании и внедрении ФС достаточно ограничиться только созданием и управлением формулярных списков для лечебных учреждений. Очевидно, что для повышения эффективности всего комплекса ФС не достаточно даже значительных затрат на совершенствование какой-либо отдельной ее области, а необходимы инвестиции, направленные на адекватное совершенствование каждой из областей.