Источники | 2001 год факт | 2002 год факт | 2003 год факт | 2004 год факт | 2005 год план |
Краевой бюджет | 1,0 | 1,2 | 2,1 | 2,1 | 2,4 |
Муниципальные бюджеты | 1,0 | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 2,6 |
в том числе: | 1,0 | 1,5 | 1,8 | 2,3 | 2,5 |
страховые взносы на ОМС неработающего населения | 1,0 | 1,4 | 1,8 | 3,0 | 3,3 |
налоговые поступления | 1,0 | 1,6 | 1,9 | 2,1 | 2,3 |
Итого | 1,0 | 1,5 | 1,9 | 2,2 | 2,5 |
Структура расходов | |||||
Заработная плата с начислениями - всего | 1,0 | 1,7 | 2,0 | 2,6 | 3,1 |
в том числе: | |||||
заработная плата | 1,0 | 1,7 | 2,0 | 2,6 | 3,3 |
начисления | 1,0 | 1,7 | 2,0 | 2,6 | 2,4 |
Медикаменты (в том числе льготные) | 1,0 | 1,3 | 1,7 | 2,1 | 2,8 |
Приобретение оборудования | 1,0 | 0,4 | 1,7 | 1,9 | 2,2 |
Капитальный ремонт | 1,0 | 1,2 | 1,5 | 1,0 | 1,2 |
Расходы на здравоохранение в период с 2001 по 2005 годы по всем источникам увеличились в среднем в 2,5 раза. Расходы на заработную плату увеличились в 3,1 раза, медикаменты - в 2,8 раза, приобретение оборудования - в 2,2 раза.
Фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранении края по программе государственных гарантий выросли за последние годы в 2,3 раза и составили в 2004 году 4197 рублей (2001 год - 1846, 2003 год - 3417 рублей.).
В то же время, несмотря на рост расходов на здравоохранение, в 2004 году в структуре расходов по видам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий по-прежнему преобладали затраты на дорогостоящую стационарную помощь - 63,8 процента, в РФ - 60 процентов (оптимальный уровень - до 50 процентов); затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 26,6 процента, в РФ - 31,3 процента (оптимальный уровень - до 35 - 40 процентов); затраты на скорую медицинскую помощь составили 9,6 процента, в РФ - 6,0 процентов. Подобная структура расходов ведет к снижению объема работ по профилактике заболеваний и диспансерному наблюдению населения, негативно отражается на адресности оказания медицинской помощи отдельным категориям жителей края.
Высокий уровень расходов на стационарную помощь сопровождается и высокой средней стоимостью лечения одного больного в стационаре, которая в 2004 году составила за счет всех источников 8980,8 рублей (РФ в 2003 году - 6041,1 рубля); средняя стоимость одного посещения составила соответственно 88,8 рубля и 68,2 рубля, средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи - 742,9 и 333,3 рубля.
Платные услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения края, не являются существенным дополнительным источником инвестиций в отрасль. Общий объем выполненных платных услуг в учреждениях здравоохранения составил 480,1 млн. рублей, что составило только 8 процентов от общего объема финансирования (2003 год - 359,3 млн. рублей), в том числе в краевых учреждениях - 167,7 млн. рублей, муниципальных учреждениях - 312,4 млн. рублей. В общей структуре доходов от платных услуг средства добровольного медицинского страхования составили 121,5 млн. рублей (25 процентов).
Таким образом, в структуре расходов консолидированного бюджета края за последние годы отмечается существенный рост расходов на здравоохранение, удельный вес которых в 2004 году составил 13,4 процента. В структуре расходов на здравоохранение преобладают средства консолидированного бюджета. Расходы на здравоохранение; в период с 2001 по 2005 год по всем источникам увеличились в среднем в 2,5 раза. За этот же период времени фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранения края по программе государственных гарантий выросли в 2,3 раза. В то же время обращают на себя внимание существенные структурные диспропорции в расходовании средств здравоохранения. Около 64 процентов всех расходов на здравоохранение приходится на стационарную помощь. При этом затраты на одного пролеченного больного в стационаре превышают аналогичные показатели по РФ более чем в 1,5 раза.
Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности финансового обеспечения системы здравоохранения края, отражены в разделе 2 и связаны со структурными преобразованиями в отрасли.
3.2. Состояние основных производственных фондов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Анализ состояния ресурсной базы учреждений здравоохранения занимает важное место в структурных преобразованиях отрасли.
К основным особенностям процесса использования основных производственных фондов (далее также - ОПФ) в учреждениях здравоохранения края следует отнести:
- существенные темпы прироста капитальных вложений в ОПФ. Так, е ели в 2000 году стоимость ОПФ в учреждениях здравоохранения края составила 2023,8 млн. рублей (в государственных учреждениях здравоохранения - 654,7 млн. рублей, в муниципальных учреждениях - 1369,1 млн. рублей), то по состоянию на 1 января 2005 г. общая стоимость ОПФ составила 6261,7 млн. рублей (в государственных учреждениях - 2621,6 млн. рублей и в муниципальных учреждениях - 3640,1 млн. рублей);
- существенные структурные диспропорции ОПФ. Так, если в государственных учреждениях здравоохранения пассивная и активная части ОПФ примерно равны и составляют соответственно 52,6 и 47,4 процента, то в муниципальных учреждениях отмечается значительное преобладание пассивной части - соответственно 69,9 и 29,1 процента. Объясняется это более высоким уровнем капитальных вложений, и том числе в части приобретения оборудования в краевые лечебно-профилактические учреждения, что связано с их модернизацией, необходимостью решать вопросы оказания медицинской помощи населению края на более высоком технологическом уровне;
- более быстрые темпы наращивания активной части ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения, чем в муниципальных учреждениях здравоохранения. Так, если в 2003 году показатель фондовооруженности специалиста на активную часть ОПФ в государственных учреждениях составил 149,3 тыс. рублей, то в муниципальных учреждениях - 31,4 тыс. рублей; соответственно в 2004 году данный показатель составил 232,2 и 36,2 тыс. рублей. Прирост показателя фондооворуженности за один год составил для государственных учреждений 156,7 процента, а для муниципальных - только 11-5,3 процента;
- высокий уровень износа ОПФ, особенно их активной части. Так, в целом степень износа ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения составляет 34 процента, в муниципальных учреждениях - 50 процентов, а износ их активной части - соответственно 51 и 64 процента. Особенно неблагополучно ситуация выглядит по санитарному автотранспорту, где средний износ составляет 71,5 процента, а у 67 процентов автотранспорта износ превышает 100 процентов.
Таким образом, анализ представленных данных свидетельствует о том, что в учреждениях здравоохранения края в течение последних лет происходит последовательное наращивание материально-технической базы, более выраженное в государственных учреждениях здравоохранения. Вместе с тем сохраняется проблема воспроизводства активной части ОПФ и по медицинскому оборудованию, и по автотранспорту. Следовательно, перед органами управления здравоохранением и в первую очередь муниципальных образований стоит важнейшая задача по воспроизводству активной части ОПФ, в том числе автотранспорта.
Модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения края возможна при следующих условиях:
1) структурная перестройка государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с выделением уровней, этапов и видов медицинской помощи населению;
2) инвентаризация основных производственных фондов учреждений здравоохранения, в том числе их активной части;
3) разработка табеля оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи;
4) определение норм фондооснащенности и фондовооруженности специалистов учреждений здравоохранения в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи;
5) разработка целевой программы по воспроизводству активной части ОПФ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
6) внедрение в деятельность органов управления здравоохранением районов автоматизированной системы по мониторингу медицинских изделий (далее - АИС ММИ).
3.3. Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края.
Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, обеспечивающим результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения, так и отдельных ее структур.
Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края составили в 2004 году около 6,4 процента от населения, занятого в народном хозяйстве.