Действующий

О ходе выполнения постановления Губернатора Хабаровского края от 9 января 2002 г. № 6 «Об Основных направлениях развития здравоохранения Хабаровского края на 2002-2005 годы» и мерах по дальнейшему развитию здравоохранения края на 2006-2010 годы


Темпы роста расходов на здравоохранение Хабаровского края за 2001 - 2005 годы (расходы 2001 года приняты за единицу)

Источники

2001 год факт

2002 год факт

2003 год факт

2004 год факт

2005 год план

Краевой бюджет

1,0

1,2

2,1

2,1

2,4

Муниципальные бюджеты
Средства Хабаровского краевого фонда ОМС - всего

1,0

1,6

1,7

2,1

2,6

в том числе:

1,0

1,5

1,8

2,3

2,5

страховые взносы на ОМС неработающего населения

1,0

1,4

1,8

3,0

3,3

налоговые поступления

1,0

1,6

1,9

2,1

2,3

Итого

1,0

1,5

1,9

2,2

2,5

Структура расходов

Заработная плата с начислениями - всего

1,0

1,7

2,0

2,6

3,1

в том числе:

заработная плата

1,0

1,7

2,0

2,6

3,3

начисления

1,0

1,7

2,0

2,6

2,4

Медикаменты (в том числе льготные)

1,0

1,3

1,7

2,1

2,8

Приобретение оборудования

1,0

0,4

1,7

1,9

2,2

Капитальный ремонт

1,0

1,2

1,5

1,0

1,2


Расходы на здравоохранение в период с 2001 по 2005 годы по всем источникам увеличились в среднем в 2,5 раза. Расходы на заработную плату увеличились в 3,1 раза, медикаменты - в 2,8 раза, приобретение оборудования - в 2,2 раза.

Фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранении края по программе государственных гарантий выросли за последние годы в 2,3 раза и составили в 2004 году 4197 рублей (2001 год - 1846, 2003 год - 3417 рублей.).

В то же время, несмотря на рост расходов на здравоохранение, в 2004 году в структуре расходов по видам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий по-прежнему преобладали затраты на дорогостоящую стационарную помощь - 63,8 процента, в РФ - 60 процентов (оптимальный уровень - до 50 процентов); затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 26,6 процента, в РФ - 31,3 процента (оптимальный уровень - до 35 - 40 процентов); затраты на скорую медицинскую помощь составили 9,6 процента, в РФ - 6,0 процентов. Подобная структура расходов ведет к снижению объема работ по профилактике заболеваний и диспансерному наблюдению населения, негативно отражается на адресности оказания медицинской помощи отдельным категориям жителей края.

Высокий уровень расходов на стационарную помощь сопровождается и высокой средней стоимостью лечения одного больного в стационаре, которая в 2004 году составила за счет всех источников 8980,8 рублей (РФ в 2003 году - 6041,1 рубля); средняя стоимость одного посещения составила соответственно 88,8 рубля и 68,2 рубля, средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи - 742,9 и 333,3 рубля.

Платные услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения края, не являются существенным дополнительным источником инвестиций в отрасль. Общий объем выполненных платных услуг в учреждениях здравоохранения составил 480,1 млн. рублей, что составило только 8 процентов от общего объема финансирования (2003 год - 359,3 млн. рублей), в том числе в краевых учреждениях - 167,7 млн. рублей, муниципальных учреждениях - 312,4 млн. рублей. В общей структуре доходов от платных услуг средства добровольного медицинского страхования составили 121,5 млн. рублей (25 процентов).

Таким образом, в структуре расходов консолидированного бюджета края за последние годы отмечается существенный рост расходов на здравоохранение, удельный вес которых в 2004 году составил 13,4 процента. В структуре расходов на здравоохранение преобладают средства консолидированного бюджета. Расходы на здравоохранение; в период с 2001 по 2005 год по всем источникам увеличились в среднем в 2,5 раза. За этот же период времени фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранения края по программе государственных гарантий выросли в 2,3 раза. В то же время обращают на себя внимание существенные структурные диспропорции в расходовании средств здравоохранения. Около 64 процентов всех расходов на здравоохранение приходится на стационарную помощь. При этом затраты на одного пролеченного больного в стационаре превышают аналогичные показатели по РФ более чем в 1,5 раза.

Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности финансового обеспечения системы здравоохранения края, отражены в разделе 2 и связаны со структурными преобразованиями в отрасли.

3.2. Состояние основных производственных фондов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Анализ состояния ресурсной базы учреждений здравоохранения занимает важное место в структурных преобразованиях отрасли.

К основным особенностям процесса использования основных производственных фондов (далее также - ОПФ) в учреждениях здравоохранения края следует отнести:

- существенные темпы прироста капитальных вложений в ОПФ. Так, е ели в 2000 году стоимость ОПФ в учреждениях здравоохранения края составила 2023,8 млн. рублей (в государственных учреждениях здравоохранения - 654,7 млн. рублей, в муниципальных учреждениях - 1369,1 млн. рублей), то по состоянию на 1 января 2005 г. общая стоимость ОПФ составила 6261,7 млн. рублей (в государственных учреждениях - 2621,6 млн. рублей и в муниципальных учреждениях - 3640,1 млн. рублей);

- существенные структурные диспропорции ОПФ. Так, если в государственных учреждениях здравоохранения пассивная и активная части ОПФ примерно равны и составляют соответственно 52,6 и 47,4 процента, то в муниципальных учреждениях отмечается значительное преобладание пассивной части - соответственно 69,9 и 29,1 процента. Объясняется это более высоким уровнем капитальных вложений, и том числе в части приобретения оборудования в краевые лечебно-профилактические учреждения, что связано с их модернизацией, необходимостью решать вопросы оказания медицинской помощи населению края на более высоком технологическом уровне;

- более быстрые темпы наращивания активной части ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения, чем в муниципальных учреждениях здравоохранения. Так, если в 2003 году показатель фондовооруженности специалиста на активную часть ОПФ в государственных учреждениях составил 149,3 тыс. рублей, то в муниципальных учреждениях - 31,4 тыс. рублей; соответственно в 2004 году данный показатель составил 232,2 и 36,2 тыс. рублей. Прирост показателя фондооворуженности за один год составил для государственных учреждений 156,7 процента, а для муниципальных - только 11-5,3 процента;

- высокий уровень износа ОПФ, особенно их активной части. Так, в целом степень износа ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения составляет 34 процента, в муниципальных учреждениях - 50 процентов, а износ их активной части - соответственно 51 и 64 процента. Особенно неблагополучно ситуация выглядит по санитарному автотранспорту, где средний износ составляет 71,5 процента, а у 67 процентов автотранспорта износ превышает 100 процентов.

Таким образом, анализ представленных данных свидетельствует о том, что в учреждениях здравоохранения края в течение последних лет происходит последовательное наращивание материально-технической базы, более выраженное в государственных учреждениях здравоохранения. Вместе с тем сохраняется проблема воспроизводства активной части ОПФ и по медицинскому оборудованию, и по автотранспорту. Следовательно, перед органами управления здравоохранением и в первую очередь муниципальных образований стоит важнейшая задача по воспроизводству активной части ОПФ, в том числе автотранспорта.

Модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения края возможна при следующих условиях:

1) структурная перестройка государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с выделением уровней, этапов и видов медицинской помощи населению;

2) инвентаризация основных производственных фондов учреждений здравоохранения, в том числе их активной части;

3) разработка табеля оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи;

4) определение норм фондооснащенности и фондовооруженности специалистов учреждений здравоохранения в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи;

5) разработка целевой программы по воспроизводству активной части ОПФ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

6) внедрение в деятельность органов управления здравоохранением районов автоматизированной системы по мониторингу медицинских изделий (далее - АИС ММИ).

3.3. Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края.

Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, обеспечивающим результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения, так и отдельных ее структур.

Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края составили в 2004 году около 6,4 процента от населения, занятого в народном хозяйстве.