6.1. Система нормативов и критериев
Система нормативов и критериев оценки является одним из инструментов общей системы управления основной деятельностью ЛПУ, процессов оказания МП и процессов ресурсного обеспечения (рис. 3).
Рис. 3. Система управления деятельностью учреждения здравоохранения
Целью контроля результатов деятельности любого элемента системы является в конечном итоге управление процессами оказания МП и процессами ресурсного обеспечения посредством воздействия на дефектные процессы.
Отсутствие или недостаточное развитие какого-либо из элементов цепи управления создают условия невостребованности (бесполезности) систем контроля и оценки деятельности системы. В действующей сегодня системе здравоохранения очевидна именно такая ситуация.
Создание и ведение персонифицированной базы данных для каждого пациента (компьютерная история болезни) решают задачи управления при следующих условиях:
а) нормативные показатели результатов медицинской деятельности должны соответствовать показателям персонифицированной базы данных, рассчитываться на основании статистической обработки этой базы и утверждаться на определенный контрольный период;
б) наличие отклонений значений показателей персонифицированной базы данных от нормативов, тенденции их повторяемости, уровень и календарные периоды отклонений являются основанием для аналитической оценки. Анализируются причины и источники (места возникновения) отклонений, устанавливаются приоритеты управленческих воздействий в двух направлениях:
- выявление неадекватности нормативов возможности системы оказания МП и внесение в них соответствующих изменений;
- выявление субъективных причин возникновения отклонений и применение санкций к соответствующим службам ЛПУ, исполняющим и обеспечивающим строгое соблюдение установленных нормативов.
6.2. Базовые показатели результатов медицинской деятельности
Базовыми показателями результатов медицинской деятельности должны быть приняты формализованные и классифицированные персонифицированные данные:
- показатели текущего (в установленные периоды) состояния больного (в виде электронной типовой истории болезни);
- номенклатура, количество, дата и фактическая длительность оказанных простых медицинских услуг;
- данные по фактическому использованию ресурсов.
На основании персонифицированной базы данных в части медицинской деятельности ЛПУ:
- формируются сводные, комплексные, итоговые, аналитические и иные сложные показатели и в итоге отчетные данные в части медицинской деятельности;
- оптимизируются и корректируются нормативы (правила, инструкции, стандарты и т.п.);
- рассчитываются значения критериев оценки медицинской деятельности врачей, подразделений и в целом ЛПУ на любой заданный период календарного времени;
- рассчитывается фактическая обеспеченность простых медицинских услуг соответствующими ресурсами.
6.3. Персонифицированный учет
В технологиях ресурсного обеспечения должен иметь место персонифицированный учет по каждому виду ресурсов от момента его приобретения до использования в местах оказания медицинских услуг (рис. 2).
7. Выводы
Необходима разработка целевой программы по созданию системы управления здравоохранением с учетом всех вышеописанных положений - модели системы здравоохранения края.