Действовавшая прежде командно-административная система, как правовая доктрина государства, своеобразно достигала сбалансированности работы субъектов системы лекарственного обеспечения на всех этапах движения препаратов, установив жесткие плановые (затратные) нормативы на объемы, номенклатуру, количество, определив конкретных разработчиков, производителей, поставщиков и потребителей по всей цепочке движения медикаментов. Безналичными взаиморасчетами для каждой из областей лекарственной системы было исключено стремление ее субъектов к прибыли, максимально исключены для них «излишние» потребности, не связанные с основной ее целью - производить и предоставлять населению предельно минимальную и условно достаточную лекарственную помощь.
Сегодня страхование каждым субъектом ФС своих интересов должно стать пропорциональным, дифференцированным в рамках устойчивой системы сквозного маркетинга всех заинтересованных субъектов ФС, наличия «челночного» информационного потока от потребностей населения и здравоохранения к разработчикам и производителям и обратно. В этом случае становится остро необходимым решение проблем информационной интеграции ФС, создания единого информационного пространства в области производства и распределения ЛС, лекарственной терапии и фармакоэкономики.
Вместе с клиническими, технологическими и организационными требованиями к ФС обнажаются правовые требования к ее деятельности, обязательного законодательного регулирования прав и взаимной ответственности всех субъектов ФС, государственных и коммерческих организаций, занятых в фармацевтическом бизнесе, производителей ЛС, дистрибьюторов, оптовых и розничных аптечных и торговых организаций, разработчиков новых ЛС, использующих интегрированную ФС для заполнения возникающих областей дефицита ЛС. Исходя из последней посылки, в модель ФС необходимо включать подсистемы правового регулирования, управления, страхования рисков появления неэффективности, финансовой или ресурсной необеспеченности деятельности субъектов ФС.
Некоторые специалисты видят решение обозначенных проблем в рамках национальной корпоративной формулярной системы. Ее надо себе четко представлять субъекту ФС, чтобы принять необходимое решение по корпоративному долевому каждому участию.
Реализация стратегий субъектов ФС возможна в рамках специально организованного для этого межрегионального или федерального формулярного комитета.