МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2005 года N 1408


Об утверждении Концепции развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года



Муниципальный производственный сектор экономики города Хабаровска представлен 32 муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, строительства, благоустройства, общественного транспорта и торговли.

За последние 5 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения числа нерентабельных предприятий, количество прибыльных предприятий возросло с 47,4% в 1999 году до 77% в 2004 году.

В тоже время в муниципальном секторе преобладают предприятия с низким (менее 10%) уровнем рентабельности. Финансово -экономическое состояние характеризуется высоким износом активной части основных производственных фондов, отсутствием собственных оборотных средств, необходимых для обновления основных средств и устаревших технологий, ростом расходов не относящихся к материальному производству, низкой платежеспособностью потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом. Получаемой предприятиями прибыли недостаточно для развития и улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности. Превалирующая часть муниципальных предприятий характеризуется низкой инвестиционной активностью.

Существенные проблемы в развитии муниципального производственного сектора экономики обусловлены недостаточно эффективной политикой управления органов местного самоуправления в сфере производственно-экономических отношений с субъектами управления.

В целях экономического и социального развития производственного сектора муниципальной экономики, повышения эффективности управления, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск»

постановляю:

1. Утвердить «Концепцию развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года» согласно приложению.

2. Управлению экономического развития администрации города (Анисимов А.С.) при разработке Стратегического плана развития города Хабаровска учесть положения Концепции развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года.

3. Заместителям Мэра города (Волокжанин А.Н., Лебеда В.Ф., Афанасьев С.В., Новицкий В.А., Казаченко С.Н.), руководителям структурных подразделений администрации города (Соколов В.Е., Чернышев С.А., Корчевой Г.И., Шкурин В.Н., Сухарев В.Г., Гудков В.А., Липатов В.А.) обеспечить реализацию «Концепции развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года» в установленные сроки.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Хабаровска Казаченко В.П.


И.о. Мэра города
В.П. Казаченко



Приложение
к постановлению Мэра города
от 30 августа 2005 года N 1408



Администрация города Хабаровска

КОНЦЕПЦИЯ
развития
муниципального производственного сектора экономики города хабаровска на период до 2010 года


1. ПАСПОРТ КОНЦЕПЦИИ
развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года

Основание для разработки концепции:

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», N 178-ФЗ от 21.12.2001 г.;
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», N 161-ФЗ от 14.11.2002 г.;
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», N 131-ФЗ от 06.10.2003г.;
Федеральный закон «О концессионных соглашениях», N 115 -ФЗ от 21.07.2005 г; Постановление Мэра города Хабаровска N 114 от 29.01.2004 г. «О задачах Администрации города по повышению эффективности работы предприятий муниципального сектора экономики на период 2004-2005 г.г.»

Заказчик концепции:

Администрация г. Хабаровска

Разработчики концепции:

Управление экономического развития администрации г. Хабаровска; Дальневосточная академия государственной службы

Сроки реализации мероприятий концепции:

2005-2010 годы

Основная цель концепции:

Повышение эффективности работы предприятий ' муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска

Задачи концепции:

Организационно -экономическая реструктуризация муниципальных предприятий;  Создание эффективной системы управления предприятиями, развитие механизмов корпоративного управления;
 Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение их конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности;
 Достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов, населения;
 повышение качества услуг, оказываемых населению города;
 и другие

Исполнители мероприятий концепции:

Муниципальные унитарные предприятия города;
Управление экономического развития администрации города;
Департамент муниципальной собственности администрации города;
Финансовый департамент администрации города;
Отраслевые структурные подразделения администрации города;
Отделы экономического развития города по округам;
Дальневосточная академия государственной службы

Ожидаемые результаты реализации мероприятий концепции:

Экономическая эффективность:
Оптимизация масштабов муниципального производственного сектора экономики за счет сокращения муниципальных унитарных предприятий;
Снижение темпов роста цен на услуги муниципального сектора экономики до планового уровня инфляции;
Снижение себестоимости услуг муниципального сектора экономики;
Рост заработной . платы работников муниципального производственного сектора экономики
Бюджетная эффективность:
 Увеличение налоговых доходов в местный бюджет от деятельности муниципальных предприятий;
Получение дополнительных неналоговых доходов в бюджет города за счет: приватизации предприятий муниципального сектора экономики;
 увеличения прибыли муниципальных унитарных предприятий, перечисляемой в местный бюджет;
увеличения дивидендов по акциям, находящимся в муниципальной собственности, и перечисляемым в местный бюджет;
Снижение расходов бюджета города за счет достижения безубыточности муниципального сектора экономики.
Социальная эффективность:
 Сохранение числа рабочих мест в муниципальном секторе экономики; Повышение качества социально значимых услуг муниципального производственного сектора экономики;
Вовлечение населения города в процесс управления муниципальным производственным сектором экономики, в результате чего будет достигнуто повышение экономической и социальной активности местного сообщества

Мониторинг программы:

Осуществление системы мер по контролю качества исполнения программы, предусматривающей :
- проведение предварительного контроля на этапе экспертизы, обсуждения и утверждения концепции;
- организация текущего контроля на всех этапах реализации концепции;
-организация итогового контроля по результатам реализации концепции



2. Актуальность проблемы и обоснование необходимости разработки концепции

Под муниципальным производственным сектором экономики понимается совокупность муниципальных предприятий (муниципальных и иных организаций с долей участия городского округа «Город Хабаровск»), управление которыми осуществляется органами местного самоуправления.

Современный муниципальный производственный сектор экономики города Хабаровска представлен муниципальными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, общественного транспорта и торговли.

Диагностика состояния этой группы хозяйствующих субъектов за период 1999-2004 г.г. выявила следующие тенденции. Имеет место устойчивое снижение числа нерентабельных муниципальных предприятий в общем количестве предприятий городского хозяйства. В то же время удельный вес предприятий, работающих с высоким (более 20%) уровнем рентабельности незначителен. В настоящее время в муниципальном секторе города Хабаровска преобладают нерентабельные предприятия и предприятия с низким (менее 10%) уровнем рентабельности (см. рис.1).

В последние годы сформировалась тенденция увеличения числа прибыльных предприятий (см. рис.2). Так, количество предприятий, получающих прибыль, выросло с 18 предприятий в 1999 г. до 30 в 2004 г., т.е. с 47,4% до 77% от общего числа муниципальных унитарных предприятий. Соответственно число убыточных предприятий за тот же период сократилось с 20 до 9 единиц или с 52,6% до 23,1% от общего числа муниципальных предприятий.

Рис. 1 Динамика количества муниципальных предприятийв соответствии с уровнем рентабельности за период 1999-2004 годов (примечание: низкий уровень рентабельности - до 10 %, средний уровень - 10-20%, высокий уровень - свыше 20 %)


Несмотря на то, что по показателю затрат, приходящихся на 1 рубль произведенной продукции, удельный вес прибыльных предприятий в общем количестве муниципальных хозяйствующих субъектов увеличился, получаемой предприятиями прибыли недостаточно для развития и улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности. Превалирующая часть муниципальных предприятий характеризуется низкой инвестиционной активностью.

Ретроспективный анализ финансовых индикаторов показывает усиление финансовой независимости муниципальных предприятий, в то же время 50% хозяйствующих субъектов характеризуются неустойчивым финансовым состоянием. Снижается доля налоговых платежей, уплачиваемых предприятиями в местный бюджет.


        Затраты на 1рубль произведенной продукции <1 (прибыльные) -Затраты на 1рубль произведенной продукции >1{убыточные)

Рис. 2 Динамика количества прибыльных и убыточных предприятий за 1999 -2004 г.г.

  

За период 2002-2004 г.г. численность занятых на предприятиях муниципального сектора экономики города Хабаровска снизилась с 14112 до 11084 человек.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности отраслей муниципального производственного сектора экономики за период 2002 -2004 годов представлен в приложении к Концепции.

Таким образом, не смотря на позитивные тенденции, сложившиеся в муниципальном производственном секторе экономики города, имеют место существенные проблемы, требующие системного подхода, что может быть обеспечено разработкой и реализацией настоящей концепции.

Концепция развития муниципального производственного сектора экономики предполагает формирование системы стратегических направлений развития хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, поиск возможных путей достижения оптимальных условий жизнедеятельности населения города и средств реализации механизма управления муниципальным хозяйством.

3. Основные цели и задачи. Этапы реализации концепции

Основной целью концепции является повышение эффективности работы предприятий муниципального сектора экономики. В соответствии с указанной целью должны быть решены следующие основные задачи:

проведение организационно-экономической реструктуризации муниципальных предприятий;

создание эффективной системы управления предприятиями, развитие механизмов корпоративного управления;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение их конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности;

достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов, населения;

повышение качества услуг, оказываемых населению города;

и другие

Реализация поставленных задач предусмотрена в период с 2005 по 2010 годы и носит среднесрочный характер.

При формировании механизма достижения цели концепции учитываются подходы, применяемые при стратегическом территориальном планировании, в соответствии с которыми определены миссия, цель, задачи, стратегия и концепция развития муниципальных предприятий города.

Миссия предприятий: муниципальные предприятия должны являться эффективным инструментом местного самоуправления в городском округе Хабаровск.

Цель муниципальных предприятий: обеспечение населения г. Хабаровска высококачественными товарами, работами, услугами в рамках вопросов местного значения городского округа с целью повышения благосостояния населения и при условии высокой социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности.

Муниципальные предприятия совместно с органами местного самоуправления должны решать следующие задачи:

- оптимизация организационной структуры управления муниципального предприятия;

- создание и внедрение системы бюджетирования;

- выявление резервов хозяйственной деятельности;

- создание и развитие системы мониторинга муниципального производственного сектора экономики;

- использование рыночных технологий производства, организации и управления;

- повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, в том числе с применением современных инновационных технологий;

- другие.

При этом необходимо учитывать, что муниципальные унитарные предприятия, выполняют две важнейшие функции: коммерческую (связанную с задачей получения прибыли) и социальную (связанную с задачей оказания социально значимых услуг населению).

Стратегия развития производственного муниципального сектора экономики города как общий укрупненный план действий рассматривается в многовариантных сценариях. Сценарные модели определяются содержанием и сроками этапов реформирования.

Этапы реформирования производственного муниципального сектора экономики г. Хабаровска предлагается определить следующими временными рамками:

1 этап - 2005 г. - на этом этапе в соответствии с миссией и целью муниципальных предприятий определяется вариант решения «судьбы» действующих муниципальных унитарных предприятий города с учетом вступающих с 01.01.2006 г. положений Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». На этой основе должен быть разработан план приватизации муниципальных унитарных предприятий и определены соответствующие неналоговые поступления в бюджет города;

2 этап - 2006-2007г.г. - этап повышения конкурентоспособности муниципальных унитарных предприятий, в рамках которого реализуются задачи роста социально-экономической эффективности муниципальных предприятий;

3 этап - 2007г. - этап интеграции, создание объединения муниципальных предприятий по отраслевому признаку. Такой подход направлен на использование преимуществ корпоративных структур с целью достижения экономического роста (возможность сокращения затрат, концентрация ресурсов и их более эффективное использование и др.);

4 этап - 2008-2010г.г. - этап консолидации, например, создание холдинга. Идея такого объединения позволит сконцентрировать на решении городских задач усилия не только муниципальных, но и частных предприятий, а также населения города.

На основании выделенных этапов реформирования могут быть рассмотрены следующие сценарии:

Первый сценарий:

1 этап - 2005 г. - определение варианта организационно - экономических преобразований муниципальных предприятий;

2 этап - 2006-2010 г.г. - этап повышения конкурентоспособности муниципальных унитарных предприятий.

Второй сценарий:

1 этап - 2005 г. - определение варианта организационно - экономических преобразований муниципальных предприятий;

2 этап - 2006-2007 г.г. - этап повышения конкурентоспособности муниципальных унитарных предприятий;

3 этап - 2007 -2010г. - этап интеграции, создание объединения муниципальных предприятий по отраслевому признаку.

Третий сценарий:

1 этап - 2005 г. - определение варианта организационно - экономических преобразований муниципальных предприятий;

2 этап - 2006-2007 г.г. - этап повышения конкурентоспособности муниципальных унитарных предприятий;

3 этап - 2007 г. - этап интеграции, создание объединения муниципальных предприятий по отраслевому признаку;

4 этап - 2008-2010 г.г. ~ этап консолидации, создание холдинга (или иной формы объединения).

Концепция развития производственного муниципального сектора экономики основывается на следующих положениях:

1. Муниципальный производственный сектор экономики города Хабаровска соответствует смешанной модели муниципальной экономики, т.е. представляет сочетание элементов «коммунальной» (предоставление услуг населению муниципальными организациями) и «концессионной» (передача объектов муниципальной собственности в концессию другим хозяйствующим субъектам, широкое использование муниципального заказа) моделей.

2. При реформировании муниципального производственного сектора экономики учтено:

ограничение возможностей создания муниципальными образованиями унитарных предприятий путем установления исчерпывающего перечня критериев (целей, условий, предпосылок), при наличии которых допускается образование таких предприятий;

прекращение дотирования деятельности муниципальных унитарных предприятий и перевод их на самоокупаемость с одновременным субсидированием (доплаты, льготы, освобождения) потребителей их услуг в тех случаях, когда это необходимо (переход от дотирования предприятий к адресной социальной помощи отдельным слоям населения);

расширение прав учредителей муниципальных унитарных предприятий по контролю за деятельностью последних путем создания органов с широкими контрольными полномочиями;

снижение издержек муниципальных унитарных предприятий, в частности, путем отказа от установления тарифов на их услуги в зависимости от издержек, путем оптимизации организационных структур, управленческих и технологических процессов, а также создания системы мер по стимулированию сокращения издержек и др.

3. Решая долговременные задачи, стоящие пред органами местного самоуправления города, можно выбрать несколько конструктивных действий:

передача муниципального имущества в концессию;

размещение муниципального заказа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»