Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы в целях ее снижения, на объект защиты в целях повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты в целях задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Состояние материально-технической базы образовательных учреждений края характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства со стороны всех уровней власти, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Недостаточное финансирование выполнения мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений является одной из основных причин увеличения числа пожаров и возгораний на объектах образования.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие муниципальные образования городских округов и муниципальных районов края не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодным несчастным случаям и пожарам, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в системе образования края в 2004 году зарегистрировано 27 пожаров (пострадавших детей и взрослых нет), материальный ущерб составил 1612,6 тыс. рублей.
Всего пожаров и возгораний в системе образования края за два последних года - 46.
В результате проведенного в 2003 году обследования установлено, что 19 зданий образовательных учреждений находятся в предаварийном состоянии и требуют замены путем нового строительства.
В системе образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных заведений, учащихся по безопасности, не организована подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс слабо обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов края в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно.
В 2004 году за счет средств краевого бюджета (2,5 млн. рублей) и федерального бюджета (3,1 млн. рублей) поставлено противопожарное оборудование для 25 учреждений с круглосуточным пребыванием детей.