Динамика структуры инвестиций по источникам
финансирования на 2003 - 2006 гг. и до 2010 года
(в процентах к итогу)
2002 год | 2003 - 2006 гг. | 2010 год | |
Инвестиции в основной капитал - всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | |||
собственные средства | 55,2 | 53,0 | 49,0 |
привлеченные средства | 44,8 | 47,0 | 51,0 |
из них: | |||
- кредиты банков | 9,9 | 17,3 | 26,0 |
- федеральный бюджет | 6,2 | 5,0 | 4,0 |
- краевой и местные бюджеты | 15,8 | 8,0 | 4,0 |
- средства от эмиссии акций и | - | 8,0 | 12,0 |
- прочие инвестиции | 12,9 | 8,7 | 5,0 |
Справочно: | |||
иностранные инвестиции | 6,0 | 14,5 | 25,0 |
Перед экономикой края стоит задача радикального изменения соотношения инвестиций к ВРП. От достигнутого в настоящее время этого соотношения 17,7%, как показала практика последних лет, лишь консервирующего существующий уровень производственного потенциала, необходимо поэтапно к 2010 году достичь как минимум соотношения инвестиций к ВРП на уровне 25 - 30%. Это позволило бы радикально решить проблемы структурной перестройки экономики, модернизацию и перевооружение производства под выпуск конкурентоспособной и экономически эффективной для предприятий продукции. В основе работы по решению этой проблемы стоит задача разработки понятных, привлекательных для инвесторов отраслевых программ развития на основе закрепления старых и завоевание новых рынков сбыта продукции и услуг.
Приоритетными задачами Правительства края остаются: совершенствование механизма государственного регулирования, направленного на формирование благоприятного и стабильного инвестиционного климата в крае; привлечение новых технологий, управленческого мастерства и финансовых ресурсов; создание оптимальных условий для реализации инвестиционного процесса, обеспечивающих взаимодействие всех субъектов инвестиционной деятельности.
Основными направлениями инвестиционной политики края должны стать:
- дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы;
- расширение мер краевой государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- повышение инвестиционной привлекательности как края, так и отдельных отраслей экономики, районов, городов и предприятий;
- повышение инвестиционной активности предприятий края, направленной на создание или модернизацию основных средств;
- развитие инновационной деятельности;
- организационное содействие инвестициям;
- содействие развитию инфраструктуры и благоприятной бизнес-среды, обеспечивающих инвестиционный процесс и повышение его активности;
- развитие финансовых инструментов инвестиций;
- подготовка кадров и повышение уровня экономических знаний населения края;
обеспечение информационной открытости региона, создание системы информационного сопровождения и поддержки инвестиционной деятельности в крае, укрепление инвестиционного имиджа края.
Реализацию Основных направлений инвестиционной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года можно условно разделить на 2 этапа:
1 этап (2003 - 2006 годы) - создание благоприятного инвестиционного климата путем повышения инвестиционного потенциала края и снижения инвестиционного риска, создание эффективного механизма государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, направленной на повышение их инвестиционной активности, формирование пакета высокоэффективных инвестиционных проектов, механизма их сопровождения и реализации. В этот период международными рейтинговыми агентствами прогнозируется повышение рейтинга России со "спекулятивного" до "инвестиционного", что предполагает начало активизации притока иностранных инвестиций;
2 этап (2007 - 2010 годы) - увеличение темпов притока инвестиций на территорию края, повышение инвестиционной активности предприятий, ускоренное обновление основных производственных фондов предприятий за счет всех источников финансирования, включая собственные средства предприятий; увеличение темпов роста объемов производства и налогооблагаемой базы.
Приоритеты государственной инвестиционной политики Правительства Хабаровского края будут сконцентрированы на реализации высокоэффективных проектов развития отраслей, наиболее экономически и социально значимых для края, способных обеспечить ускоренный рост отраслей экономики и развитие социальной инфраструктуры края.
В этот период основные действия Правительства края будут направлены на создание механизмов регулирования инвестиционных потоков, обеспечивающих при устойчивом динамичном росте общих показателей структурную перестройку экономики края, переход ее на инновационные "рельсы" развития.