Рост инвестиционной активности в подотраслях транспортно-дорожного комплекса (далее - ТДК) края начался в 1996 году, что во многом было связано с активизацией работ по реконструкции железнодорожного моста через р. Амур у Хабаровска. В последующий период, включая 2003 год, более 80% инвестиций, т.е. подавляющая их часть, была направлена на строительство и реконструкцию объектов транспортной сети: на завершение работ по электрификации главного хода Транссибирской магистрали и сдачу первой очереди реконструкции мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска; на развертывание строительства магистральных газопроводов; на реконструкцию взлетно-посадочных полос в базовых аэропортах края; на строительство и реконструкцию важнейших для края автодорог (Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре и др.).
В структуре инвестиций ТДК за период 2000 - 2002 годов преимущественное место (49,7%) занимали инвестиции в объекты железнодорожного транспорта, в строительство автодорог (25,8%) и газопроводов (6%). Объемы инвестиций в отрасли транспорта в общей структуре инвестиций невелики: доля морского транспорта - 4%; авиационного - 3,5%; речного - 0,5%; автомобильного - 0,1%.
Развитие подотраслей ТДК в 1992 - 2000 годы отмечено спадом объемов грузовых и пассажирских перевозок, сокращением объемов переработки грузов в речных и морских портах. Объем перевезенных грузов сократился в среднем по системе в 3 раза, в том числе на речном транспорте почти в 8 раз. Резко сократились объемы ввоза и вывоза в регион, снизилась платежеспособность и транспортная подвижность населения.
Количество перевезенных пассажиров в целом сократилось в 1,7 раза, но на воздушном транспорте оно сократилось в 6 раз, на речном - в 4 раза. Пассажирооборот воздушного транспорта вследствие неплатежеспособности населения уменьшился в 8,5 раз.
Существенно осложнились проблемы поддержания в работоспособном состоянии производственных мощностей и восстановления изношенного подвижного состава и транспортных средств. На железнодорожном и воздушном транспорте износ активной части производственных фондов, к которым относятся транспортные средства, к концу 2000 года превысил 60%. На автомобильном транспорте с превышением нормативных сроков службы эксплуатировалось более 54% грузовых автомобилей, 49% автобусов общего пользования, 42% трамваев, 44% троллейбусов. Коэффициент обновления основных фондов, находившийся до 1998 года в пределах до 1%, в 1998 году составил 2%, и только в 2002 году он превысил 3,0%.
Последние годы в транспортном комплексе края отмечены положительные тенденции. В 2002 году по сравнению с 2000 годом на 110,8% выросли перевозки грузов, на 115,2% - грузооборот, объем погрузки основных видов грузов вырос на 119,4%, пассажирооборот вырос за тот же промежуток времени на 109,6%.
Характерной особенностью развития транспортно-коммуникационной системы Хабаровского края в период до 2010 года станет максимальное использование транзитного положения ее магистральной сети с тенденцией к формированию транспортно-коммуникационных коридоров, обеспечивающих как транзит внешнеторговых экспортно-импортных грузов, так и завоз грузов в северные районы Дальнего Востока.
На железнодорожном транспорте важнейшей составляющей, способствующей развитию и углублению интеграции железных дорог России в мировую транспортную сеть, является повышение значимости и загрузки Транссибирской магистрали.
Основной объект строительства на железнодорожном транспорте - завершение второй очереди реконструкции мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска, стоимость строительства которого 3,9 млрд. рублей в ценах 2003 года.
Перспективы развития морского транспорта, в частности порта Ванино, связаны с привлечением для перевалки грузов, следующих из районов, осваиваемых в зоне тяготения к Байкало-Амурской магистрали. В этих целях уже начато строительство в бухте Мучке нового глубоководного угольного терминала на перевалку 10 - 12 млн. тонн угля на экспорт. Общий объем финансирования - почти 3,4 млрд. рублей, завершение строительства - в 2005 году.
В перспективе возможно строительство в порту специализированных перегрузочных комплексов для минеральных грузов (до 2 млн. тонн), лесных грузов (до 1 млн. тонн), черных металлов (до 2 млн. тонн).
Развитие новых морских портовых мощностей на побережье Татарского пролива связано со строительством в 2003 - 2005 годах нефтеналивного терминала в Де-Кастри с годовым объемом перевалки до 12 млн. тонн нефти с Сахалинского шельфа по проекту "Сахалин-1". Общий объем инвестиций на строительство морского терминала "Де-Кастри" составит более 260 млн. долларов США.
Большое значение для увеличения значимости порта Ванино будет иметь завершение строительства автодороги Лидога - Ванино с усовершенствованным твердым покрытием, которая завершит создание нового транспортного коридора Чита - Хабаровск - Лидога - Ванино - Холмск - Южно-Сахалинск. Строительство автомобильного моста через реку Уссури в пункте пропуска Покровка - Жаохэ в Бикинском районе края будет способствовать интенсивному развитию приграничной торговли, расширению связей и товарооборота между краем и провинцией Хейлунцзян. Усиление транзитных функций края связано с завершением строительства федеральной автомагистрали "Амур" (Чита - Хабаровск - Находка) и "Восток" (Хабаровск - Владивосток), которые соединят автодороги южной зоны Дальнего Востока с сетью дорог Сибири, Урала и центра России.
На авиационном транспорте основной капиталоемкой проблемой до 2010 года останется обновление парка самолетов, выполняющих полеты на дальних российских и международных направлениях, реконструкция искусственных взлетно-посадочных полос (далее - ИВПП) аэропортов края.
Основные объекты строительства:
- завершение реконструкции ИВПП-2 с обновлением светосигнального оборудования в международном аэропорту г. Хабаровска к 2006 году общей стоимостью 284 млн. рублей;
- строительство ИВПП аэропорта в г. Николаевске-на-Амуре общей стоимостью 475 млн. рублей. Срок окончания работ - 2005 год.
Основные инвестиционные проекты:
- обновление парка воздушных судов на основе финансового лизинга двумя отечественными самолетами ТУ-214 (ФГУП "Дальавиа") общей стоимостью 3800 млн. рублей;
- развитие автоматизированной системы управления воздушным движением (ГП "Дальаэроконтроль") общей стоимостью 26 млн. рублей.
Приоритеты развития внутреннего речного транспорта связаны с сохранением рынка перевозок в загранплавании. Из 30 судов типа "река-море", находящихся в составе ОАО "Амурское пароходство", большая часть выработала свой срок и в ближайшие годы подлежит списанию. Необходимы значительные инвестиции на строительство новых судов или их приобретение на основе финансового лизинга.
Для обеспечения роста объемов и обслуживания пассажиропотока на речных маршрутах между Хабаровским краем и соседней провинцией КНР необходимы инвестиции в строительство и соответствующее обустройство пассажирского пункта пропуска в г. Хабаровске, а также грузового терминала в Хабаровском речном порту.
Основные объекты строительства:
- комплекс объектов по инженерной защите левого берега реки Амура у г. Хабаровска;
- проведение мероприятий по переносу судового хода в протоку Казакевичева.
Основной инвестиционный проект - строительство и приобретение судов смешанного река-море плавания типа "Валдай" на основе финансового лизинга при поддержке Правительства Российской Федерации (ОАО "Амурское пароходство").
Развитие автотранспортной деятельности в крае связано с реализацией мероприятий по замене изношенного подвижного состава грузовых и пассажирских автотранспортных предприятий, по развитию маршрутной сети пассажирского муниципального и частного автотранспорта.
В крае с 2001 года реализуется Программа развития городского электрического транспорта Хабаровского края с общим объемом финансирования 284,8 млн. рублей. К 2007 году на транспортные магистрали гг. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре выйдут 71 новый троллейбус и 28 трамваев, будет проводиться замена оборудования тяговых подстанций, приобретение спецавтотехники.