Недействующий

Об инвестиционной политике в Хабаровском крае (утратило силу с 17 июля 2017 года)


1.8. Иностранные инвестиции

В современных экономических условиях иностранные инвестиции являются показателем, который характеризует стабильность социально-экономической ситуации в регионе, последовательность политики государственной власти, наличие стратегического направления развития территории и наличие проработанных эффективных инвестиционных проектов.

За период 1998 - 2002 годов поступление в край иностранных инвестиций носило неустойчивый характер. В период 1999 - 2001 годов наблюдалась тенденция снижения, объем иностранных инвестиций снизился с 40,1 млн. долларов США до 19,9 млн. долларов США. В 2002 году в край поступило иностранных инвестиций в 1,7 раза больше, чем в 2001 году - 33,3 млн. долларов США. Однако уровень инвестиций 2002 года к уровню 1998 года составил всего 83%, в то время как по Российской Федерации этот показатель составляет 168%.

В структуре иностранных инвестиций все большую роль играют так называемые прочие инвестиции - это торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций. За период 1998 - 2002 годов доля прочих инвестиций увеличилась с 63 до 92,7%.

За период 1998 - 2002 годов существенно изменился страновой аспект инвестирования. Доля США сократилась с 21,5 до 7,9%, доля Японии снизилась с 10,8 до 6,5%. В 2002 году произошел резкий рост инвестиций Китая, его доля составила 43,4% в общем объеме иностранных инвестиций.

В отраслевом распределении иностранные инвестиции характеризуются относительной устойчивостью предпочтений инвесторов. В 1998 - 2002 годах сохраняется преобладание основного объема иностранных инвестиций в лесную и металлургическую промышленность края. В 2002 году в эти отрасли направлено 98,5% иностранных инвестиций, поступивших в край (лесная и деревообрабатывающая промышленность - 56,8%, металлургическая промышленность - 41,7%).

Стабильность процесса создания в крае предприятий с иностранными инвестициями является подтверждением сохранения интереса инвесторов к краю как объекту вложения капитала со стороны зарубежных компаний, их нежеланием упустить свою выгоду при благоприятном стечении обстоятельств. По состоянию на 1 января 2003 г. в Хабаровском крае зарегистрировано 870 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе: 470 с долевым участием в уставном капитале, 260 предприятий со 100-процентным иностранным капиталом, 140 филиалов иностранных юридических лиц. В 2002 году их число возросло на 31% в сравнении с 1998 годом. Из общего количества зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями наибольшее число приходится на Китай - 340 предприятий (39%), США - 134 (15,4%), Японию - 99 (11%) и Корею - 93 (10,6%).

В среднем из общего количества зарегистрированных в крае предприятий с иностранными инвестициями реально работают около 30%. В общем объеме промышленного производства доля предприятий с иностранными инвестициями составляет около 6%.

К основным причинам, сдерживающим приток иностранных инвестиций в край, относится:

- недоработка на федеральном уровне нормативно-правовой базы по вопросам привлечения иностранных инвестиций, в том числе: отсутствие механизма предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации для получения внешних заимствований в реализацию крупных проектов с большим объемом финансирования; отсутствие законов "О приграничных территориях", "О свободных экономических зонах", "О концессиях"; сложный механизм получения разрешений на ведение трудовой деятельности для иностранной рабочей силы;

- чрезвычайно затянутая и высокозатратная предпроектная стадия подготовки проекта, предполагающая согласование технических условий с соответствующими организациями;

- низкая инвестиционная активность предприятий края, не готовых к получению инвестиций и грамотному взаимодействию с инвесторами;

- отсутствие реальных и быстроокупаемых инвестиционных проектов у предприятий края;

- отсутствие опыта у большинства предприятий по использованию новых форм финансирования (в том числе двухступенчатых и связанных кредитов иностранных банков);

- отсутствие эффективной системы сопровождения инвестиционных проектов с отработанным механизмом взаимодействия структурных подразделений края и муниципальных образований, направленным на снижение административных барьеров на пути иностранных инвесторов;

- отсутствие базы незадействованных производственных и "зеленых" площадок (ничем не занятых территорий), готовых для реализации инвестиционных проектов;

- отсутствие предложений сырьевой базы для реализации крупных проектов в сфере переработки;

- отсутствие предложений минерально-сырьевых участков для проработки иностранными инвесторами через использование механизмов международных конкурсов (тендеров) и соглашений о разделе продукции.