Недействующий

Об инвестиционной политике в Хабаровском крае (утратило силу с 17 июля 2017 года)


Таблица 3

     
ДИНАМИКА
темпов роста инвестиций, выделяемых по ФАИП и ФФРР
(в процентах к 1998 году, в сопоставимых ценах)

     

Наименование

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

Российская Федерация

100,0

32,5

54,5

49,2

98,9

117,5

Хабаровский край

100,0

90,6

105,4

114,8

142,4

155,9


В 2003 году из федерального бюджета (по ФАИП и ФФРР) на объекты края предусмотрено 455,7 млн. рублей, что в 1,2 раза выше 2002 года.

Однако доля государственных инвестиций за счет всех федеральных источников в общем объеме инвестиций в основной капитал неуклонно снижается. Так, если в 1998 году на долю федеральных инвестиций приходилось 15,4% в структуре инвестиций, то в 2002 году она составила только 6,2%.

За последние два года существенно возросла доля краевых инвестиций. В 2002 году из краевого бюджета на финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы выделено 1203 млн. рублей. За счет средств краевого целевого дорожного фонда направлено капитальных вложений на строительство и реконструкцию автомобильных дорог 1905,1 млн. рублей. Доля краевых инвестиций в 2002 году достигла 15,8% в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Бюджетные средства остаются в настоящее время основным источником инвестирования социальной сферы и инфраструктуры. При поддержке федерального и краевого бюджетов введены такие объекты, как перинатальный центр, цех детского питания, пристройка к детскому дому N 1 в г. Хабаровске, женская консультация в г. Комсомольске-на-Амуре, школы в различных районах края; ведется строительство газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", взлетно-посадочных полос аэропортов г. Хабаровска, г. Николаевска-на-Амуре, с. Богородское, противотуберкулезного диспансера в г. Комсомольске-на-Амуре, онкологического центра в г. Хабаровске, объектов социальной сферы, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется производство гражданских самолетов в открытом акционерном обществе "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение", производство дробовых и спортивно-охотничьих патронов на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Вымпел" и др.

Правительство края активно содействует реализации на территории края федеральных целевых программ. Из 51 федеральной целевой программы в крае задействовано 22, в том числе "Дети России", "Жилище", "Старшее поколение", "Социальное и экономическое развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года", "Развитие образования", "Культура России", "Энергоэффективная экономика", "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", "Экология и природные ресурсы". Особое значение имеет откорректированная в 2002 году программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг. и до 2010 года". Основными приоритетами программы стали формирование необходимой транспортной инфраструктуры, строительство магистральных трубопроводов, модернизация топливно-энергетического комплекса, развитие рыбохозяйственного комплекса.

Объем инвестиций по всем федеральным целевым программам, реализуемым на территории края за счет всех источников финансирования, в 2002 году составил 8121,2 млн. рублей, однако доля бюджетных средств в этой сумме составила 22% (федерального бюджета - 11,2%).

Колебания в структуре инвестиций бюджетных средств в 1998 - 2002 годах в большей степени обусловлены ростом доли инвестиций регионального бюджета. При постоянно прогрессирующем снижении доли федерального бюджета в инвестициях в основной капитал, принимая во внимание политику Правительства Российской Федерации, направленную на неуклонное перераспределение потоков налоговых платежей в пользу федерального бюджета и снижение доходной части бюджета края, наблюдающийся в последние годы рост объемов краевых инвестиций нельзя пролонгировать на последующие годы. При заявленном Правительством Российской Федерации в ближайшей перспективе снижении ряда налогов, очевидно, следует прогнозировать снижение бюджетных инвестиций в абсолютных и относительных единицах измерения.

Альтернативными источниками, восполняющими объемы бюджетных ассигнований, должны стать внебюджетные источники и, в первую очередь, долгосрочные кредиты банков и средства от операций на фондовых рынках.