ДИНАМИКА
темпов роста инвестиций, выделяемых по ФАИП и ФФРР
(в процентах к 1998 году, в сопоставимых ценах)
Наименование | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
Российская Федерация | 100,0 | 32,5 | 54,5 | 49,2 | 98,9 | 117,5 |
Хабаровский край | 100,0 | 90,6 | 105,4 | 114,8 | 142,4 | 155,9 |
В 2003 году из федерального бюджета (по ФАИП и ФФРР) на объекты края предусмотрено 455,7 млн. рублей, что в 1,2 раза выше 2002 года.
Однако доля государственных инвестиций за счет всех федеральных источников в общем объеме инвестиций в основной капитал неуклонно снижается. Так, если в 1998 году на долю федеральных инвестиций приходилось 15,4% в структуре инвестиций, то в 2002 году она составила только 6,2%.
За последние два года существенно возросла доля краевых инвестиций. В 2002 году из краевого бюджета на финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы выделено 1203 млн. рублей. За счет средств краевого целевого дорожного фонда направлено капитальных вложений на строительство и реконструкцию автомобильных дорог 1905,1 млн. рублей. Доля краевых инвестиций в 2002 году достигла 15,8% в общем объеме инвестиций в основной капитал.
Бюджетные средства остаются в настоящее время основным источником инвестирования социальной сферы и инфраструктуры. При поддержке федерального и краевого бюджетов введены такие объекты, как перинатальный центр, цех детского питания, пристройка к детскому дому N 1 в г. Хабаровске, женская консультация в г. Комсомольске-на-Амуре, школы в различных районах края; ведется строительство газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", взлетно-посадочных полос аэропортов г. Хабаровска, г. Николаевска-на-Амуре, с. Богородское, противотуберкулезного диспансера в г. Комсомольске-на-Амуре, онкологического центра в г. Хабаровске, объектов социальной сферы, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется производство гражданских самолетов в открытом акционерном обществе "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение", производство дробовых и спортивно-охотничьих патронов на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Вымпел" и др.
Правительство края активно содействует реализации на территории края федеральных целевых программ. Из 51 федеральной целевой программы в крае задействовано 22, в том числе "Дети России", "Жилище", "Старшее поколение", "Социальное и экономическое развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года", "Развитие образования", "Культура России", "Энергоэффективная экономика", "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", "Экология и природные ресурсы". Особое значение имеет откорректированная в 2002 году программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг. и до 2010 года". Основными приоритетами программы стали формирование необходимой транспортной инфраструктуры, строительство магистральных трубопроводов, модернизация топливно-энергетического комплекса, развитие рыбохозяйственного комплекса.
Объем инвестиций по всем федеральным целевым программам, реализуемым на территории края за счет всех источников финансирования, в 2002 году составил 8121,2 млн. рублей, однако доля бюджетных средств в этой сумме составила 22% (федерального бюджета - 11,2%).
Колебания в структуре инвестиций бюджетных средств в 1998 - 2002 годах в большей степени обусловлены ростом доли инвестиций регионального бюджета. При постоянно прогрессирующем снижении доли федерального бюджета в инвестициях в основной капитал, принимая во внимание политику Правительства Российской Федерации, направленную на неуклонное перераспределение потоков налоговых платежей в пользу федерального бюджета и снижение доходной части бюджета края, наблюдающийся в последние годы рост объемов краевых инвестиций нельзя пролонгировать на последующие годы. При заявленном Правительством Российской Федерации в ближайшей перспективе снижении ряда налогов, очевидно, следует прогнозировать снижение бюджетных инвестиций в абсолютных и относительных единицах измерения.
Альтернативными источниками, восполняющими объемы бюджетных ассигнований, должны стать внебюджетные источники и, в первую очередь, долгосрочные кредиты банков и средства от операций на фондовых рынках.