Развитие высокотехнологичных производств в машиностроении - одна из главных задач Правительства края. Машиностроение и металлообработка занимают значительную долю в выпуске промышленной продукции края - более 40%. Объем промышленного производства в отрасли составил в 2002 году 60,3% к уровню 1990 года.
Объем инвестиций в основной капитал в 2002 году составил 1080,6 млн. рублей, или 12,5% от объема инвестиций в промышленности. По структуре инвестиций основную долю составляют машины, оборудование (67,7%).
Основным источником финансирования инвестиционной деятельности в подавляющем большинстве случаев выступают собственные средства предприятий (95%). Из них более 70% составляет прибыль. Второй по значимости источник - амортизационные отчисления.
В машиностроительном комплексе края вследствие недостатка оборотных средств и инвестиционных ресурсов, низкой привлекательности отрасли для банковского капитала, низкого спроса внутреннего рынка на инвестиционные товары, технической отсталости и низкой конкурентоспособности гражданского машиностроения на внешних рынках процессы модернизации производства, изменения в структуре выпускаемой продукции происходят крайне медленно, многие предприятия находятся в сложном финансовом положении. Низкой остается загрузка как оборонных предприятий, так и мощностей гражданского машиностроения.
В этих условиях требуются меры по поддержке и созданию условий сохранения и развития машиностроительной отрасли края, привлечению на предприятия отрасли инвестиционных ресурсов, заказов, оказанию помощи в финансовом оздоровлении производств. Основными направлениями развития машиностроения будут являться:
- содействие в обеспечении предприятий военно-промышленного комплекса государственными и экспортными заказами, поиск путей развития экспорта продукции оборонного характера;
- реализация конверсионных мероприятий, увеличение доли гражданского производства на оборонных предприятиях, диверсификация производства с учетом ряда перспективных направлений, требующих всемерной поддержки как со стороны Правительства края, так и федерального центра: программа гражданского самолетостроения, производство радиоэлектронной и бытовой техники на ГУП "Дальневосточный радиоэлектронный завод "Авест", охотничьих патронов и другой продукции на ФГУП "ПО "Вымпел", развитие производства взрывчатых веществ для горнодобывающей промышленности на ФГУП "ДВПО "Восход", строительство гражданских судов на ОАО "Амурский судостроительный завод", ФГУП "Хабаровский судостроительный завод";
- содействие в обеспечении заказами и участие судостроительных и других предприятий края в работах по реализации проектов освоения нефтегазовых месторождений Сахалинского шельфа, где объем капитальных вложений оценивается в 20 - 26 млрд. долларов США;
- строительство рыболовных судов, других гражданских судов на верфях судостроительных заводов края;
- развитие лизинга, привлечение долгосрочных кредитов и инвестиций в судостроение;
- развитие инновационной деятельности, разработка и организация производства "лидирующих" продуктов (можно выделить такие направления, как оборонная и гражданская авиация, производство боеприпасов для стрелкового оружия, производство снегоходной техники, судов на воздушной подушке, подводных крыльях, литейного оборудования, инструментов из твердосплавных материалов и др.);
- развитие программы "Технополис КАС", придание статуса наукограда г. Комсомольску-на-Амуре; создание на базе открытого акционерного общества "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение" федерального научно-производственного центра; создание инновационного центра на базе ОАО "Дальневосточный институт технологии судостроения"; выход на этой основе на внутренние и внешние рынки с высококачественной, эксклюзивной продукцией;
- развитие межрегиональных кооперационных связей с регионами Дальнего Востока и Сибири, производство машиностроительной продукции, оборудования, инструментов, запасных частей, ремонт техники и оборудования для предприятий отраслей специализации Дальнего Востока, Восточной Сибири (лесная, рыбная, горнодобывающая, пищевая промышленность и др.).