ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2003 года № 12-пр
О стратегии формирования краевой собственности
и совершенствовании методов управления ею
В настоящее время в крае складывается многоукладная экономика с преобладающей долей частного и смешанного капитала. При наличии базовых элементов рынка для неё характерны незавершенность рыночного реформирования и недостаточное развитие инфраструктуры рынка. Государственный сектор экономики края, в том числе там, где собственником выступает Хабаровский край, продолжает играть важную роль в жизни края и становлении рыночной экономики. Особое значение в этих условиях приобретает эффективность использования и управления государственным имуществом.
Процедуры управления краевым имущественным комплексом на уровне Правительства края приобретают все более важное значение и детально прорабатываются на всех уровнях: рассмотрение наиболее сложных вопросов перспективного и текущего характера на расширенных заседаниях Правительства края, коллегий отраслевых министерств и ведомств, отраслевых балансовых комиссий, согласование действий по каждому краевому объекту управления между отраслевыми министерствами, министерством имущественных отношений, министерством финансов и министерством экономического развития и внешних связей края.
Фундамент этой системности заложен федеральным законодательством, Уставом Хабаровского края, законом Хабаровского края от 23 апреля 1996 г. № 40 "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края" и Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Хабаровском крае, утвержденной постановлением главы администрации Хабаровского края от 19 мая 2000 г. № 173 "Об эффективности использования имущества, находящегося в краевой собственности".
В прошедшем десятилетии практически заново создана системная нормативная база управления краевым государственным имуществом, которая продолжает совершенствоваться. В 2002 году принято постановление Правительства края "О задачах по разграничению государственной собственности на землю и повышении доходов от использования земель на территории Хабаровского края". В 2003 году Законодательной Думой Хабаровского края приняты базовые законы в сфере управления, распоряжения и приватизации краевой собственности: "О приватизации краевого государственного имущества" и "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края".
Министерством имущественных отношений края проводится работа по инвентаризации и учету объектов краевой собственности, осуществляется мониторинг их состояния. Сформирован реестр краевого имущества, содержащий стоимостные, технические и правовые характеристики объектов краевой собственности, который ежегодно утверждается Законодательной Думой Хабаровского края.
Совместно с министерством финансов края проводится экономический анализ результатов деятельности краевых унитарных предприятий. Начиная с 2001 года обеспечено поступление в краевой бюджет части чистой прибыли этих предприятий в соответствии с установленными краевым законодательством нормативами. Установлен порядок отчетности унитарных предприятий и организован их аудит на основе конкурсного отбора аудиторских организаций.
Совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами края сформирован институт представителей государства в хозяйственных обществах с долей участия края и создана система экономического анализа результатов их деятельности. Организовано постоянное обучение и повышение квалификации представителей государства.
Налажен контроль за эффективным использованием краевого имущества. Ежегодные доходы краевого бюджета от использования краевого имущества с 1998 года, когда активно начался процесс приращения краевой собственности за счет реструктуризации задолженности юридических лиц, по 2002 год выросли более чем в 7,4 раза. За период с 1998 года по 1 июня 2003 г. в краевой бюджет поступило более 709 млн. рублей доходов от использования государственного имущества. В 2003 году доходы краевого бюджета от использования краевого имущества должны составить около 832 млн. рублей, а с учетом доходов от аренды земельных участков более 1,1 млрд. рублей.
В целом министерство имущественных отношений края совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами края сформировало основы системного управления краевой собственностью.
Однако в сфере управления и использования краевой государственной собственности есть еще недостатки и немалые резервы.
Не удалось обеспечить взаимодействие отраслевых министерств, министерства экономического развития и внешних связей, министерства финансов и министерства имущественных отношений края в процессе принятия в краевую собственность ликвидного имущества на возмездной основе. Как правило, отсутствует экономическое обоснование целесообразности принятия имущества в краевую собственность, что приводит к затягиванию сроков передачи объектов в краевую собственность. Проводимые в стране экономические реформы ставят на повестку дня новые задачи осуществления дальнейших преобразований в сфере имущественных отношений и системы управления краевой государственной собственностью. Для их реализации требуются новые подходы к управлению государственной собственностью, которые должны быть основаны на:
соответствии состава краевого государственного имущества функциям Правительства края с последовательной приватизацией или ликвидацией избыточного имущества;
текущем и перспективном планировании при системном контроле за использованием краевого имущества.
К имуществу, необходимому для обеспечения указанных функций, должно быть также отнесено имущество, используемое для решения стратегических и социально ориентированных задач, поставленных Правительством края перед организациями краевого государственного сектора.
К таким должны быть отнесены организации, которые:
обеспечивают продовольственную безопасность края и занятость населения в северных районах края, в том числе малочисленных народностей, решают вопросы лекарственного и топливного обеспечения жителей, охраны окружающей среды, восстановления природных ресурсов, переработки отходов производства, осуществляют деятельность в сфере высоких технологий и науки, но не приносят быстрой коммерческой отдачи, а также градообразующие предприятия, организации социальной сферы и коммунального хозяйства, естественные монополисты и единственные производители товаров (работ, услуг) в соответствующих отраслях экономики края.
В целях реализации стратегии формирования краевой государственной собственности на период 2003 2009 годов, совершенствования методов управления и повышения эффективности её использования, заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства края министра имущественных отношений края Громовой Г. А., Правительство края
постановляет:
1. Определить, что стратегия формирования краевой государственной собственности, необходимой для осуществления Правительством края функций публичной власти, основывается на принципах стратегической и социальной значимости, целесообразности и доходности.
2. Утвердить прилагаемые:
План разработки нормативных актов по повышению эффективности управления краевой собственностью (активами);
Положение о порядке управления находящимися в краевой государственной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права на участие Хабаровского края в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") (далее именуется Положение).*1)
____________________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание “КОДЕКС”.
3. Установить, что: