Таблица 6
Основные показатели деятельности малых предприятий (по данным Хабаровского краевого комитета государственной статистики)
Число малых предприятий (тыс. единиц) | Средняя численность (с учетом совместителей и работающих по договорам) (тыс. человек) | Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) | ||||
2000 год | 2002 год | 2000 год | 2002 год | 2000 год | 2002 год | |
Российская Федерация | 879,3 | 882,3 | 7621 | 7976,0 | 29774,3 | 49700 |
Дальневосточный регион | 41,2 | 35,5 | 343,3 | 313,6 | 1169,4 | 1531,5 |
Хабаровский край | 8,3 | 9,1 | 84,8 | 87,0 | 186,9 | 322,6 |
Доля Хабаровского края в Дальневосточном регионе (процентов) | 20,2 | 25,6 | 24,7 | 27,7 | 16,0 | 21,1 |
Однако потенциал малого бизнеса используется не в полной мере, и причиной тому многочисленные проблемы - финансовые, имущественные и ряд других экономических и организационных проблем, связанных с несовершенством законодательной базы.
В целях формирования благоприятного климата для развития малого предпринимательства основной акцент в эти годы был направлен на максимальное сокращение административных барьеров и развитие финансовой поддержки, в том числе нетрадиционных источников финансирования малого предпринимательства.
Для устранения излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства Правительством края совместно с советом по предпринимательству при Губернаторе края, межведомственным советом при Правительстве края по устранению барьеров и с участием отраслевых, общественных объединений, глав администраций районов ведется поиск решения проблем.
По усовершенствованию процесса государственной регистрации в налоговых органах снижен срок регистрации до 5 дней, и частично реализован принцип «одного окна» только в отношении регистрационных действий и постановки на налоговый учет. Не решен вопрос федеральным законодательством о применении более широкого понятия принципа «одного окна», предусматривающего одновременно с регистрацией постановку на учет в социальных внебюджетных фондах.
По вопросам лицензирования отдельных видов деятельности на территории края проведена работа по совершенствованию процесса лицензирования. В Правительство Российской Федерации направлены предложения по дальнейшему сокращению лицензируемых видов деятельности и излишних административных ограничений в этой сфере.
Частично упорядочен процесс проверок органами контроля с введением постановлением Губернатора книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства Хабаровского края и вступлением в действие федерального закона о защите прав предпринимателей при проведении проверок. Предложения от края о необходимости координации действий федеральных представительств контролирующих органов направлены в Минэкономразвития России.
Одна из проблем связана с арендными отношениями, в основном, из-за недостатка помещений, сдаваемых в аренду, и не всегда эффективным использованием государственного имущества. Увеличение производственных и офисных помещений за счет нового строительства и реконструкции старых объектов должно активнее решаться с привлечением средств предпринимателей.
Такие примеры делового сотрудничества предпринимателей с администрациями городов есть в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре по строительству торговых центров, складских помещений и других объектов, которые можно только приветствовать и брать на «вооружение» в других районах края.
В то же время серьезно тормозит строительство и реконструкцию объектов длительность оформления исходно-разрешительной документации, отвода земельных участков, согласований и разрешений местного значения по принципу «одного окна» и ряд других.
Часть вопросов, находящихся в компетенции края, удалось решить. По другим проблемам надо продолжить эту работу совместно с отраслевыми структурами края, органами муниципальных образований и федеральными органами власти, поскольку проблемы негативно влияют на деятельность всего предпринимательства, в том числе и малого.
Недостаток собственных финансовых ресурсов по-прежнему является одной из главных проблем малого предпринимательства. Особенностью действующей программы можно считать фактическое начало осуществления (с октября 2001 г.) программы микрокредитования как наиболее востребованной формы, особенно среди начинающих предпринимателей, и других форм финансирования проектов за счет бюджетных средств через краевой Фонд поддержки малого предпринимательства.
Всего за время действия программы финансовая поддержка бизнес-проектов за счет бюджетных средств и собственных средств Фонда (в виде льготных кредитов) составит порядка 25 млн. рублей, направленных на создание около 400 новых и сохранение 600 рабочих мест. Более 50 процентов кредитов направлено в производственную сферу.
Поддержка проектов осуществляется как за счет ассигнований из краевого бюджета, так и привлечения федеральных и внебюджетных ресурсов. При содействии Правительства края увеличилось использование внебюджетных ресурсов на кредитование проектов малого предпринимательства за счет зарубежных инвестиционных программ.
Успешно действует в крае по зарубежной программе микрокредитования малого бизнеса «Каунтерпарт Бизнес Фонд», получают развитие нетрадиционные формы финансовой поддержки проектов посредством кредитных кооперативов и лизинга. Из 17 созданных в крае кооперативов и союзов наиболее эффективно действует «Первый Дальневосточный». Развивается инвестиционная поддержка малого предпринимательства представительством лизинговой компании «ДельтаЛиз-Дальний Восток» Инвестиционного фонда «США - Россия».
Субъекты малого предпринимательства изначально находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и испытывают дискриминацию со стороны коммерческих банков по сравнению с другими, более крупными заемщиками. Поэтому в последние годы проводилась работа с коммерческими банками по развитию кредитования малого бизнеса.
В результате активизировалась деятельность Сбербанка, Далькомбанка, Региобанка, банка «Дальневосточное ОВК» и других коммерческих банков. За 2,5 года объем кредитных ресурсов на реализацию проектов малого бизнеса увеличился в 8 - 10 раз по сравнению с 2000 годом.
В рамках краевой программы продолжатся развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для предпринимателей необходимый спектр услуг.
Действует краевой Фонд поддержки малого предпринимательства. В 2001 году создано Агентство интеллектуальной собственности, Региональный Центр охраны труда, Центр содействия развитию лизинговых операций (с участием средств гранта фонда «Евразия») по оказанию консультационно-методических услуг предпринимателям и обучению эффективному управлению лизинговыми операциями.
В 2002 году организован (с участием средств гранта «Винрок Интернейшнл») Ресурсный центр содействия предпринимательству и занятости женщин. В Нанайском районе при содействии Правительства края, администрации района и российско-канадского проекта «Мак-Грегор» зарегистрирован и постепенно развивается Фонд поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг предпринимателям.
Основные объекты краевого уровня, расположенные в Хабаровске, оказывают некоторые услуги предпринимателям муниципальных образований, в то же время наличие инфраструктуры на краевом и особенно на муниципальном уровне явно недостаточно.
Развивается информационная поддержка малого бизнеса, содействующая повышению информированности малого предпринимательства в грамотном ведении бизнеса.
Расширились возможности информационного обеспечения предпринимателей с введением в действие Правительством края сайта «Малый бизнес Хабаровского края» и с организацией ежемесячного выпуска приложения к «Тихоокеанской звезде» - «Деловая среда». В помощь предпринимателям Правительством края разрабатываются и издаются методические пособия и информационные сборники.
Информационные услуги для предпринимателей предоставляет и Дальневосточная торгово-промышленная палата (ДВ ТПП). В 2002 году обеспечен доступ к ресурсам Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ, имеющего базы данных о российских производителях товаров и услуг. Выходит электронный бюллетень коммерческой информации, содержащий оперативную информацию о коммерческих предложениях и запросах.