Недействующий

О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 - 2006 годы (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 12 января 2007 года № 4-пр)


Таблица 6

Основные показатели деятельности малых предприятий (по данным Хабаровского краевого комитета государственной статистики)

Число малых предприятий (тыс. единиц)

Средняя численность (с учетом совместителей и работающих по договорам) (тыс. человек)

Инвестиции в основной капитал (млн. рублей)

2000 год

2002 год

2000 год

2002 год

2000 год

2002 год

Российская Федерация

879,3

882,3

7621

7976,0

29774,3

49700

Дальневосточный регион

41,2

35,5

343,3

313,6

1169,4

1531,5

Хабаровский край

8,3

9,1

84,8

87,0

186,9

322,6

Доля Хабаровского края в Дальневосточном регионе (процентов)

20,2

25,6

24,7

27,7

16,0

21,1


Однако потенциал малого бизнеса используется не в полной мере, и причиной тому многочисленные проблемы - финансовые, имущественные и ряд других экономических и организационных проблем, связанных с несовершенством законодательной базы.

В целях формирования благоприятного климата для развития малого предпринимательства основной акцент в эти годы был направлен на максимальное сокращение административных барьеров и развитие финансовой поддержки, в том числе нетрадиционных источников финансирования малого предпринимательства.

Для устранения излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства Правительством края совместно с советом по предпринимательству при Губернаторе края, межведомственным советом при Правительстве края по устранению барьеров и с участием отраслевых, общественных объединений, глав администраций районов ведется поиск решения проблем.

По усовершенствованию процесса государственной регистрации в налоговых органах снижен срок регистрации до 5 дней, и частично реализован принцип «одного окна» только в отношении регистрационных действий и постановки на налоговый учет. Не решен вопрос федеральным законодательством о применении более широкого понятия принципа «одного окна», предусматривающего одновременно с регистрацией постановку на учет в социальных внебюджетных фондах.

По вопросам лицензирования отдельных видов деятельности на территории края проведена работа по совершенствованию процесса лицензирования. В Правительство Российской Федерации направлены предложения по дальнейшему сокращению лицензируемых видов деятельности и излишних административных ограничений в этой сфере.

Частично упорядочен процесс проверок органами контроля с введением постановлением Губернатора книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства Хабаровского края и вступлением в действие федерального закона о защите прав предпринимателей при проведении проверок. Предложения от края о необходимости координации действий федеральных представительств контролирующих органов направлены в Минэкономразвития России.

Одна из проблем связана с арендными отношениями, в основном, из-за недостатка помещений, сдаваемых в аренду, и не всегда эффективным использованием государственного имущества. Увеличение производственных и офисных помещений за счет нового строительства и реконструкции старых объектов должно активнее решаться с привлечением средств предпринимателей.

Такие примеры делового сотрудничества предпринимателей с администрациями городов есть в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре по строительству торговых центров, складских помещений и других объектов, которые можно только приветствовать и брать на «вооружение» в других районах края.

В то же время серьезно тормозит строительство и реконструкцию объектов длительность оформления исходно-разрешительной документации, отвода земельных участков, согласований и разрешений местного значения по принципу «одного окна» и ряд других.

Часть вопросов, находящихся в компетенции края, удалось решить. По другим проблемам надо продолжить эту работу совместно с отраслевыми структурами края, органами муниципальных образований и федеральными органами власти, поскольку проблемы негативно влияют на деятельность всего предпринимательства, в том числе и малого.

Недостаток собственных финансовых ресурсов по-прежнему является одной из главных проблем малого предпринимательства. Особенностью действующей программы можно считать фактическое начало осуществления (с октября 2001 г.) программы микрокредитования как наиболее востребованной формы, особенно среди начинающих предпринимателей, и других форм финансирования проектов за счет бюджетных средств через краевой Фонд поддержки малого предпринимательства.

Всего за время действия программы финансовая поддержка бизнес-проектов за счет бюджетных средств и собственных средств Фонда (в виде льготных кредитов) составит порядка 25 млн. рублей, направленных на создание около 400 новых и сохранение 600 рабочих мест. Более 50 процентов кредитов направлено в производственную сферу.

Поддержка проектов осуществляется как за счет ассигнований из краевого бюджета, так и привлечения федеральных и внебюджетных ресурсов. При содействии Правительства края увеличилось использование внебюджетных ресурсов на кредитование проектов малого предпринимательства за счет зарубежных инвестиционных программ.

Успешно действует в крае по зарубежной программе микрокредитования малого бизнеса «Каунтерпарт Бизнес Фонд», получают развитие нетрадиционные формы финансовой поддержки проектов посредством кредитных кооперативов и лизинга. Из 17 созданных в крае кооперативов и союзов наиболее эффективно действует «Первый Дальневосточный». Развивается инвестиционная поддержка малого предпринимательства представительством лизинговой компании «ДельтаЛиз-Дальний Восток» Инвестиционного фонда «США - Россия».

Субъекты малого предпринимательства изначально находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и испытывают дискриминацию со стороны коммерческих банков по сравнению с другими, более крупными заемщиками. Поэтому в последние годы проводилась работа с коммерческими банками по развитию кредитования малого бизнеса.

В результате активизировалась деятельность Сбербанка, Далькомбанка, Региобанка, банка «Дальневосточное ОВК» и других коммерческих банков. За 2,5 года объем кредитных ресурсов на реализацию проектов малого бизнеса увеличился в 8 - 10 раз по сравнению с 2000 годом.

В рамках краевой программы продолжатся развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для предпринимателей необходимый спектр услуг.

Действует краевой Фонд поддержки малого предпринимательства. В 2001 году создано Агентство интеллектуальной собственности, Региональный Центр охраны труда, Центр содействия развитию лизинговых операций (с участием средств гранта фонда «Евразия») по оказанию консультационно-методических услуг предпринимателям и обучению эффективному управлению лизинговыми операциями.

В 2002 году организован (с участием средств гранта «Винрок Интернейшнл») Ресурсный центр содействия предпринимательству и занятости женщин. В Нанайском районе при содействии Правительства края, администрации района и российско-канадского проекта «Мак-Грегор» зарегистрирован и постепенно развивается Фонд поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг предпринимателям.

Основные объекты краевого уровня, расположенные в Хабаровске, оказывают некоторые услуги предпринимателям муниципальных образований, в то же время наличие инфраструктуры на краевом и особенно на муниципальном уровне явно недостаточно.

Развивается информационная поддержка малого бизнеса, содействующая повышению информированности малого предпринимательства в грамотном ведении бизнеса.

Расширились возможности информационного обеспечения предпринимателей с введением в действие Правительством края сайта «Малый бизнес Хабаровского края» и с организацией ежемесячного выпуска приложения к «Тихоокеанской звезде» - «Деловая среда». В помощь предпринимателям Правительством края разрабатываются и издаются методические пособия и информационные сборники.

Информационные услуги для предпринимателей предоставляет и Дальневосточная торгово-промышленная палата (ДВ ТПП). В 2002 году обеспечен доступ к ресурсам Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ, имеющего базы данных о российских производителях товаров и услуг. Выходит электронный бюллетень коммерческой информации, содержащий оперативную информацию о коммерческих предложениях и запросах.