1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основные направления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы (далее Основные направления) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" и распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21 апреля 2003 г. № 312-р "О создании межведомственной рабочей группы по подготовке проекта закона Хабаровского края "О краевой целевой программе по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы".
Необходимость их подготовки и последующей реализации вызвана тем, что наркоситуация в крае характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств и сильнодействующих веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономики края, правопорядку и общественной безопасности.
В крае происходит увеличение количества зарегистрированных случаев впервые установленных диагнозов наркомании, при этом контингент зарегистрированных больных и состоящих под диспансерным наблюдением практически не меняется. Так, распространенность наркомании в расчете на 100 тыс. населения увеличилась с 283 человек в 2000 году до 319 в 2002 году.
Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в крае в 5 раз, достигнув в 2002 году 3817 фактов. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке экспертов, выявляется не более 10 15 процентов таких преступлений. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи и вовлечение в незаконный оборот наркотиков женщин, лиц без постоянного источника дохода. Так, в 2002 году на 0,5 процента увеличился удельный вес лиц в возрасте до 30 лет, привлеченных к ответственности за незаконный оборот наркотических средств, на 0,7 процента женщин, на 1,2 процента несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Особую обеспокоенность вызывает увеличение количества женщин (на 1 процент), лиц без постоянного источника дохода (на 5,7 процента), ранее совершавших преступления (на 11,6 процента), вовлеченных в сбыт наркотических средств и сильнодействующих веществ.
Наиболее опасной тенденцией является возрастающее количество наркотиков, поступающих на территорию края из других регионов России. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия. В силу географических и климатических условий продолжает увеличиваться распространение на территории края наркотиков каннабисной группы, как произрастающих в крае, в 2002 году в крае выявлено 119 крупных очагов дикорастущей конопли общей площадью более 98 гектаров, так и поставляемых из соседних регионов Дальнего Востока (Амурская и Еврейская автономная области), также имеющих значительные площади произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений.
Сложившееся положение явилось следствием:
недостаточной межведомственной координации профилактики преступлений;
недостаточной работы органов муниципальных образований городов и районов края по вопросам противодействия злоупотреблению наркотиками и уничтожения дикорастущих наркотикосодержащих растений;
недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу нескоординированности мер организационного, социального, правового и медицинского характера, нерешенности проблем
материально-технического и финансового обеспечения.
Данные факторы сохраняются и сейчас, что дает повод
прогнозировать углубление негативных тенденций развития
криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В ближайшей перспективе возможны:
дальнейшее развитие криминогенной ситуации в крае, связанной с незаконным оборотом наркотиков, путем вовлечения в него все более широких слоев населения, а также консолидацией преступных наркогруппировок как на территориальном, так и межрегиональном уровне;
возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий противоправного потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.
Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержание контроля за легальным оборотом наркотиков в крае имеется.
Правоохранительные органы накопили опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических и правовых условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных участниках преступных группировок, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.
Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе контрабандой.
Практика реализации на территории края предыдущих (1997- 1998, 1999 - 2000 и 2001 - 2003 годы) программных документов показала, что они являются эффективным инструментом решения комплексных проблем краевого уровня.
Значительно повысилась организующая и координирующая роль краевой межведомственной комиссии в вопросах реализации программных документов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Проведены мероприятия по активизации работы в данном направлении районных и городских комиссий, которые созданы и работают в 19 муниципальных образованиях городов и районов края.
Значительно активизировалась деятельность органов внутренних дел Хабаровского края по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению и уничтожению очагов произрастания конопли. Возрос уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при проведении мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Повысилась эффективность и роль учреждений дополнительного образования детей, краевых средств массовой информации в профилактике наркомании. Наметилась стабильная тенденция реализации образовательных программ антинаркотической направленности учреждениями дополнительного образования детей края. По всей территории края приняты и утверждены межведомственные комплексные программы "Здоровье детей и подростков", "Будущее без наркотиков", "Профилактика преступности и правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ". Образовательные учреждения совместно с представителями органов здравоохранения, органов внутренних дел организуют консультативную помощь для родителей и детей по здоровому образу жизни.
Телевизионными и радиоканалами постоянно осуществляется информационная поддержка акций, мероприятий, противодействующих распространению наркомании. Комитетом по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края объявлен конкурс средств массовой информации края на лучшее освещение антинаркотической темы.
Координирующими органами по досуговой занятости молодежи стали комитеты и отделы по молодежной политике муниципальных образований Хабаровского края. В целях расширения сети молодежных социальных служб созданы и работают муниципальные учреждения медико-педагогические, молодежные информационные, кризисные центры.
Проводились мероприятия по оказанию наркологической помощи больным наркоманией. Улучшилась ситуация с укомплектованием вакантных должностей врачей-психиатров, для лечения больных наркотической зависимостью организована медико-социальная реабилитация.
Вместе с тем в Хабаровском крае отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические средства, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление тяжелых видов наркотиков, в процесс употребления наркотиков вовлекаются все более широкие слои населения. Имеются нерешенные проблемы в организации наркологической медицинской помощи населению. Учитывая, что меется тенденция увеличения количества лиц, получающих анонимное лечение, то количество больных, состоящих на учете, не отражает реальное число лиц, обратившихся за лечением. Анонимность лечения больных наркоманией имеет серьезные социальные последствия (получение права на оружие, вождение автомобиля и т. д.) и вызывает тревогу у правоохранительных органов. По-прежнему на ситуацию с оказанием наркологической помощи оказывают влияние уже известные факторы несовершенство законодательства в части добровольного лечения и врачебного наблюдения, отсутствие достоверных статистических данных о работе частных наркологических кабинетов и клиник.
При значительном количестве профессионально подготовленных педагогических кадров не отлажена система формирования у школьников негативного отношения к наркотикам, рассчитанная на весь период обучения, начиная с младших классов.