Недействующий

О состоянии и перспективах развития средств массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий в Хабаровском крае (с изменениями на 16 апреля 2005 года)

7. Средства массовой информации


Без развития средств массовой информации расширение информационного поля территории невозможно. Доступ к информации относится к основным правам человека. Поэтому региональные и местные печатные средства массовой информации (СМИ), телерадиопрограммы должны оставаться доступными для граждан, а корреспонденты этих СМИ должны иметь доступ к событиям, освещение которых представляет интерес для общества.

С 1990 по 2003 год в крае зарегистрировано более 200 печатных изданий. Суммарный среднеразовый тираж их составляет более 500 тыс. экземпляров. Более 80 процентов продаж по подписке и рознице составляют читатели г. Хабаровска. Остальные 20 процентов приходятся на 18 муниципальных образований края.

При этом районные газеты являются лидерами по тиражам на своей территории. В настоящее время суммарный среднеразовый тираж районных и городских газет составляет более 80 тыс. экземпляров. В некоторых районах газеты, учрежденные Правительством края и местными организациями, являются единственными печатными изданиями.

Учитывая данные обстоятельства, в крае в конце 90-х годов была создана система поддержки районных газет. Постановлением главы администрации Хабаровского края от 10 ноября 1998 г. N 426 был утвержден порядок бюджетного финансирования указанных изданий, что позволило сохранить их для читателей. Сегодня тиражи большинства этих изданий имеют тенденцию к постоянному росту. Тиражи части из них уже практически достигли докризисных, а в некоторых изданиях даже превысили.

Несмотря на наличие положительных тенденций, существующая система поддержки имеет ряд существенных недостатков. Главный из них - отсутствие стимула у редакций к росту собственных доходов. В связи с этим необходимо изменение порядка поддержки - определение социального (гарантированного) пакета инфокоммуникационных услуг и переход на конкурсную систему.

Все типографии, печатающие газеты за последние годы перешли на офсетный способ печати, что значительно улучшило внешний вид газет. В то же время в рамках тенденции увеличения полосности еженедельных изданий, а также перехода на полноцветную печать, необходимо приобретение газетных печатных комплексов для краевых государственных унитарных предприятий «Хабаровская краевая типография» и «Комсомольская-на-Амуре межрайонная типография».

Электронные СМИ края представлены в основном сетевыми партнерами центральных телерадиокомпаний (РЕН-ТВ, СТС, «Европа плюс», «Авторадио» и др.). Эти компании ориентированы на развлекательное вещание и зона их распространения ограничена городами Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.

Основными задачами в области развития СМИ являются:

1. Создание условий для повышения экономической самостоятельности СМИ. Поиск путей снижения затрат на производство изданий и телерадиопрограмм, увеличения собственных доходов от подписки, реализации и рекламной деятельности.

2. Создание системы государственного и муниципального заказа СМИ на освещение социально значимых тем.

3. Подготовка квалифицированных журналистских кадров. Обучение сотрудников СМИ использованию ИКТ в работе.