1. Общие положения
Одним из показателей эффективности управления краевым государственным имуществом (далее именуется - краевое имущество) является динамика доходов краевого бюджета от использования краевого имущества, а также уровень выполнения установленного бюджетного задания по поступлению данных доходов.
Структура источников доходов краевого бюджета от использования краевого имущества выглядит следующим образом:
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в краевой собственности;
- дивиденды по акциям (долям), находящимся в краевой собственности;
- часть прибыли краевых государственных унитарных предприятий;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- доходы от реализации имущества краевых государственных унитарных предприятий (далее именуются - краевые предприятия);
- доходы от приватизации краевого имущества.
Поскольку программа управления краевым государственным имуществом на среднесрочную (трехлетнюю) перспективу будет предусматривать детализацию показателей программы на очередной финансовый год и прогноз доходов краевого бюджета на два последующих года, в методике прогнозирования доходов краевого бюджета, связанных с использованием краевого имущества, целесообразно выделить два направления:
- прогнозирование доходов от использования краевого имущества;
- прогнозирование доходов от выбытия краевого имущества.
Доходы от выбытия краевого имущества включают в себя доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от реализации имущества краевых предприятий и доходы от приватизации краевого имущества.
При этом планированию поддаются только доходы от приватизации, поскольку:
- продажа земли и имущества краевых предприятий осуществляется в условиях заявительного порядка;
- при продаже имущества краевых предприятий в краевой бюджет поступает только разница между ценой продажи (рыночной стоимостью) и остаточной стоимостью недвижимости;
- средства от продажи движимого имущества краевых предприятий в краевой бюджет не зачисляются;
- собственность на земельные участки в большинстве своем не разграничена.
При планировании средств, поступающих от приватизации, следует иметь в виду, что имущество, принадлежащее Хабаровскому краю, весьма разнородно. Многие объекты мало привлекательны с точки зрения инвестирования в них. Кроме того, сложившаяся структура акционерного (складочного) капитала в обществах с участием Хабаровского края демонстрирует наличие мажоритарных частных акционеров, что ограничивает и без того незначительный круг потенциальных покупателей краевой собственности. В тоже время при среднесрочном планировании средств, поступающих от приватизации, следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ) краевое имущество, не отнесенное к необходимому для выполнения краевых государственных функций и не переданное в федеральную или муниципальную собственность, в срок до 1 января 2009 г. подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке и сроки, установленные законодательством о приватизации.