Правильное определение места и роли промышленной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях представляет собой одно из важнейших звеньев трансформационного развития экономики.
Целью настоящей концепции является разработка и обоснование подходов к формированию промышленной политики города Хабаровска.
Для того, чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно действенным, необходимо: разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики, выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственными и региональными политиками.
Дореформенная государственная экономическая политика для Хабаровска и региона выражалась в максимальном развитии военно-промышленного комплекса со 100 % оплатой государственного заказа. В рыночных же условиях, когда в составе себестоимости продукции стали полноценно учитываться транспортные издержки, большой удельный вес стали занимать сырьевая и энергетическая составляющие, рынки европейской части страны оказались недоступны из-за ценовой не конкурентоспособности продукции Хабаровских производителей.
В соответствии с этим и должна формироваться политика развития социально-экономического и, прежде всего, промышленного потенциала города с наращиванием налогооблагаемой базы до уровня, способного обеспечить содержание и развитие всей инфраструктуры города.
Промышленная политика города Хабаровска является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами власти и управления города Хабаровска с учетом стратегического плана развития города на перспективу.
Предложенная в концепции модель сегментирования промышленной политики города дает возможность муниципальному образованию оказывать адресную поддержку предприятиям с учетом уровня рентабельности.
Оценка инвестиционного климата г. Хабаровска позволяет сделать вывод, что г. Хабаровск имеет положительный инвестиционный климат. Основные конкурентные преимущества города, которые потенциально могут способствовать привлечению инвестиций и повышению уровня социально-экономического развития при условии проведения продуманной инвестиционной политики, связаны со следующими факторами: выгодное геополитическое положение города; высокий промышленный, научный, технологический и кадровый потенциал; многоотраслевая структура городской экономики; ёмкий потребительский рынок; относительно развитая структура связи, телекоммуникаций, транспорта; высокая доля молодёжи и трудоспособного населения; относительно дешёвая рабочая сила по сравнению с рядом стран Тихоокеанского бассейна; привлекательная природная среда, создающая возможность развития делового туризма.
Формирование промышленной политики муниципального образования должно рассматриваться не в усилении оперативного вмешательства в само развивающуюся экономику города и производственно-хозяйственную деятельность предприятий, а в задании стратегических ориентиров для формирования благоприятных условий ее развития.
Основным принципом реализации промышленной политики является принцип поддержки конкретных проектов, отвечающих следующим требованиям: высокий уровень экономической и бюджетной эффективности; социальная значимость; использование современных технологий.
Целью промышленной политики города является определение и формирование условий для роста промышленного производства и стабилизации социально-экономического положения на основе эффективного использования местных ресурсов, согласования интересов и координации деятельности всех участников промышленно-инвестиционных процессов.
Администрация города обладает широким набором методов воздействия на развитие промышленного сектора экономики. Методы управления городской промышленной политикой можно представить как основные направления при решении её задач. Для города Хабаровска предлагается выделить 6 таких направлений: поддержка предпринимательства в промышленности, осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих технологий; привлечение инвестиций в экономику города; внешнеэкономическая деятельность; формирование благоприятных условий для повышения конкурентоспособности хабаровских товаров; совершенствование управления ресурсами; развитие информационного обеспечения промышленно-инвестиционной деятельности.
В дальнейшем, при построении адекватной схемы реализации концепции, в течение среднесрочной перспективы возможен выход на показатели, изложенные в сценарных вариантах развития промышленности города.
Документ сверен по:
Официальная рассылка