Действующий

Об утверждении Концепции промышленной политики администрации города Хабаровска на среднесрочную перспективу и на период до 2010 года

Управление промышленной политикой предполагает выполнение её целей и задач, разработку соответствующих мероприятий, контроль их выполнения.

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения её целей.

Методы управления городской промышленной политикой можно представить как основные направления при решении её задач. Для города Хабаровска можно выделить 7 таких направлений.

1. Поддержка предпринимательства в промышленности, осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих технологий. Здесь необходимо создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот предприятий широких потоков финансовых средств (собственные накопления предприятий, кредитные ресурсы), использование других инструментов (ипотечный кредит, лизинг), направленных на оживление деятельности промышленных предприятий.

Важным моментом для развития промышленности является создание в Хабаровске центров инновационных технологий на базе научных коллективов и машиностроительных предприятий.

Не всегда промышленные предприятия имеют выход на аналогичные предприятия на внешнем рынке и администрация города может содействовать в формировании кооперационных связей предприятий города с предприятиями других регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

На многих предприятиях города не осуществляется переход на новые условия хозяйствования и поэтому необходимо оказание помощи промышленным предприятиям в вопросах их реструктуризации и реформирования.

Необходимо принятие мер государственной поддержки предприятий в первую очередь, с целью укрепления их собственного инвестиционного потенциала.

Эти меры должны быть направлены на представление права амортизационного списания до 50 % стоимости вновь вводимых основных средств в первый год их эксплуатации, на предоставление налоговых каникул для активно инвестирующих предприятий перерабатывающей промышленности, на выравнивание «перекоса» налогового режима хозяйственной деятельности добывающего и обрабатывающего секторов экономики в пользу последнего.

Меры поддержки должны быть ориентированы на решение задач повышения эффективности использования производственных мощностей, на комплекс мер по налоговым и неналоговым преференциям местным товаропроизводителям, возможность участия в выполнении муниципального заказа, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, эффективного использования местных ресурсов.

Но при этом нельзя забывать о необходимости соблюдения разумного баланса интересов местного сообщества и промышленных хозяйственных субъектов.

Администрация города Хабаровска, в качестве инструмента поддержки, предоставляла промышленным предприятиям возможность консервации основных средств, временно не участвующих в процессе производства. В 2003 году Законсервировано основных средств 18 предприятий на сумму 271,6 млн. рублей, что на 8,5% больше, чем в 2002 году. Выведено из налогообложения 63,9 гектар земельных участков (рост на 26,3%). При этом предприятия получили льготы по платежам в бюджет города в сумме 8,1 млн. рублей (рост на 76,1%).

Анализ результатов свидетельствует, что, несмотря на то, что в целом по этой группе предприятий на 153,7 млн. рублей увеличился объем промышленного производства, по 6-и предприятиям наблюдается резкое сокращение объемов производства (на 261,1 млн. рублей). Кроме того, при абсолютном увеличении налоговых платежей в бюджет города по всей группе законсервированных предприятий на 6,6 млн. рублей, по тем же 6-и предприятиям к факту 2002 года уменьшились платежи в бюджет на 2,7 млн. рублей.

На лицо явный дисбаланс интересов. Такая мера поддержки сегодня развращает руководителей предприятий, не стимулирует мыслительные процессы на развитие производства. Таким образом, дальнейшее использование механизма консервации целесообразно только при одновременном проведении анализа, основанного на данных перманентного мониторинга результатов деятельности каждого предприятия.

2. Привлечение инвестиций в экономику города. В 2002 году утверждена и в настоящий момент ведется работа над реализацией Концепции инвестиционной политики до 2005г, которая согласуется с реализацией новой промышленной политики. В частности она включает:

организация и проведение городских конкурсов инвестиционных проектов;

создание банка данных инвестиционных проектов промышленных предприятий с целью активного продвижения их на межрегиональный и международный уровень и привлечения инвесторов;

продвижение информации об инвестиционной привлекательности предприятий города в федеральные органы, консульские службы, общественные организации, средства массовой информации;

содействие участию в выставках, представлению на конкурс наиболее эффективных инвестиционных проектов для получения государственной поддержки и привлечения инвесторов.

3. Внешнеэкономическая деятельность в качестве основного направления управления промышленной политикой предполагает:

продвижение информации о промышленном потенциале г. Хабаровска и возможностях сотрудничества (подготовка изданий, создание web-сайта, проведение презентаций, содействие в проведении выставок);

использование опыта и возможностей торговых представительств за рубежом в целях изучения реальной ситуации на внешних рынках и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику города;

содействие развитию и расширению экономических связей предприятий г. Хабаровска посредством активного поиска инвесторов.

4. Формирование благоприятных условий для повышения конкурентоспособности хабаровских товаров предполагает целый комплекс мероприятий и является темой для самостоятельного исследования. Целесообразно выделить два наиболее значительных и находящихся в поле управления администрации города элемента:

содействие продвижению хабаровских товаров (работ, услуг) на местном и внешнем рынках;

привлечение хабаровских предприятий к выполнению муниципального заказа.

5. Совершенствование управления ресурсами города является наиболее трудоёмким и поэтому не часто используемым направлением в управлении промышленной политикой. Само понятие ресурсов уже рассматривалось подробно ранее. Здесь можно выделить три составляющих:

повышение эффективности использования природных ресурсов и снижение техногенного воздействия на окружающую среду;

создание благоприятных условий для решения вопроса обеспечения предприятий трудовыми ресурсами, в первую очередь молодыми кадрами;

разработка и внедрение нестандартных схем привлечения финансовых ресурсов.