Дореформенная государственная экономическая политика для Хабаровска и региона выражалась в максимальном развитии военно-промышленного комплекса со 100 % оплатой государственного заказа. Ориентированность промышленности на западную европейскую часть страны была оправдана тем, что предприятиям в условиях союзного разделения труда и существования практики «внеэкономического» нивелирования удорожания (прежде всего транспортной составляющей) не было нужды в снижении расходов, сбыт практически любой продукции был гарантирован. Накануне экономических реформ сбыт продукции (главным образом в европейской части страны) составлял около 70 % от всего объема производства.
В рыночных же условиях, когда в составе себестоимости продукции стали полноценно учитываться транспортные издержки, большой удельный вес стали занимать сырьевая и энергетическая составляющие, рынки европейской части страны оказались недоступны из-за ценовой неконкурентоспособности продукции Хабаровских производителей.
В соответствии с этим и должна формироваться политика развития социально-экономического и, прежде всего, промышленного потенциала города с наращиванием налогооблагаемой базы до уровня, способного обеспечить содержание и развитие всей инфраструктуры города.
Промышленная политика города Хабаровска является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами власти и управления города Хабаровска с учетом стратегического плана развития города на перспективу.
Промышленная политика должна определять: приоритетные направления промышленной деятельности в городе Хабаровске; приоритетные виды продукции; объекты муниципальной поддержки и государственного регулирования; способы поддержки субъектов промышленной деятельности; источники финансирования.
Формирование промышленной политики муниципального образования должно рассматриваться, по нашему мнению, не в усилении оперативного вмешательства в саморазвивающуюся экономику города и производственно-хозяйственную деятельность предприятий, а в задании стратегических ориентиров для формирования благоприятных условий ее развития.
Фактически развитие промышленной деятельности представляет собой многогранный набор инвестиционных проектов, осуществляемых в границах отрасли, то и основным принципом реализации промышленной политики является принцип поддержки конкретных проектов, отвечающих следующим требованиям:
- высокий уровень экономической и бюджетной эффективности;
- социальная значимость;
- использование современных технологий.
Промышленная политика основывается также на следующих принципах:
- создания условий для развития и увеличения промышленного и интеллектуального потенциалов города, позволяющих субъектам промышленной деятельности активно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям внутреннего и внешнего рынков;
- поэтапного повышения эффективности промышленной деятельности в городе Хабаровске, ориентированной на создание высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции;
- приоритетности развития ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых производств;
- улучшения экологической обстановки в городе Хабаровске;
- обеспечения занятости городского населения;
- содействия подготовке и переподготовке кадров;
- содействия развитию кооперационных и интеграционных процессов с другими городами и регионами России, странами СНГ и Дальнего зарубежья;
- равенства прав и ответственности всех субъектов промышленной деятельности;
- расширения налогооблагаемой базы и получения доходов от использования собственности города;
- регулирования цен на продукцию предприятий - монополистов;
- конкурсной основы предоставления поддержки субъектам промышленной деятельности за счет ресурсов города Хабаровска.
Для поддержки конкретных проектов и определения целей промышленной политики необходимо знать её инвестиционную составляющую.
Начиная с 1990 года динамика инвестиций в основной капитал по городу Хабаровску характеризовалась значительными темпами спада. Темпы снижения инвестиций опережали темпы падения объёмов промышленного производства, что привело к значительному старению основных фондов. С 1999 года ситуация стала меняться. За последние четыре года наметился устойчивый рост инвестиций. В 1999 г. в экономику города было инвестировано - 3064,6 млн. руб., что на 12% больше уровня 1998 г.; в 2000 г. инвестиции в основной капитал составили -7037,6 млн. руб., в 2001г. - 9850 млн. руб., в 2003г. - 15058 млн. руб. Общая сумма инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в г. Хабаровске в 2003 г. составила 62,7% от всех инвестиций Хабаровского края (что на 4,3 процентных пункта больше чем в 2002 году) и достигла 15,1 млрд. руб., т.е. 25,8 тыс. руб. на одного жителя (в среднем по России - 15,0 тыс. руб./чел.).
Однако приведённые выше и далее статистические данные не являются объективными в виду действия ряда факторов, значительно искажающих действительную инвестиционную активность в городе. Несовершенство существующих правил бухгалтерской и статистической отчётности, а также расширительное толкование понятия «коммерческая тайна» не позволяет объективно оценить величину капитальных и финансовых вложений в географических границах города.
Для нивелирования этого влияния необходимо скорректировать рассматриваемые показатели с учётом пространственной разрозненности мест регистрации хозяйствующих субъектов и мест осуществления реальных инвестиций. Так, например, крупнейший перевозчик Дальнего Востока - Дальневосточная железная дорога, зарегистрирована в Центральном районе г. Хабаровска и с точки зрения статистических органов вся её хозяйственная деятельность осуществляется в г. Хабаровске, однако фактически область её хозяйственной и инвестиционной деятельности распространяется на территорию пяти субъектов Российской Федерации.
Инвестиции в основной капитал крайне неравномерно распределены по административным округам города: Центральный округ - 10,3 млрд. руб. или 68,2%; Северный (включая бывший Краснофлотский район) -2,8 млрд. руб. (19,2%); Южный - 0,8 млрд. руб. (5,3%); Железнодорожный - 1,0 млрд. руб. (6,6%).
Растет и объем подрядных работ, выполненных строительными организациями по г. Хабаровску различных форм собственности: 2000 г. - 4158,9 млн. руб., 2001 г. - 6300,0; 2002 г. - 7497,4 млн. руб. 2003 г. - 9408,6 млн. руб. (70,7% от работ в крае).
В структуре финансовых вложений наибольший удельный вес занимает транспорт (47,4%), сменивший лидирующую в по данному показателю в 2002 году промышленность.