Мэр города Хабаровска

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 12.10.2004 № 1505

Об утверждении Концепции промышленной политики администрации города Хабаровска на среднесрочную перспективу и на период до 2010 года

В целях формирования и реализации промышленной политики администрации г. Хабаровска и создания благоприятного инвестиционного климата для развития промышленности города, на основании Устава городского округа «город Хабаровск»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Концепцию промышленной политики администрации города Хабаровска на среднесрочную перспективу и на период до 2010 года согласно приложению.

2. Управляющему делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск «Концепции» в количестве 200 экземпляров.

3. Начальнику компьютерно-информационного управления Сабитовой Л.Г. разместить Концепцию на официальном сайте города.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Мэр города                    А.Н. Соколов




Приложение

к постановлению Мэра города

от 12.10.2004 № 1505

Администрация города Хабаровска


КОНЦЕПЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


Введение


Экономические реформы в России сопровождаются значительным сокращением промышленного производства и существенным изменением его структуры. В настоящий момент значительная часть промышленных предприятий находится в сложном положении. Наряду с объективными, общими для всей российской промышленности причинами этого, включая и отсутствие эффективных механизмов разрешения вопросов, регулирующих отношения государства и собственника, существуют и субъективные. Изучение хозяйственной деятельности и практических результатов функционирования предприятий показывает, что на современном этапе развития рыночных отношений в деятельности предприятий, как правило, отсутствует стратегическое управление, не реализуется стратегия развития, государственные и местные органы управления практически не регулируют их деятельность. Поэтому формирование государственной (и как ее элемента - муниципальной) промышленной политики является важнейшей составляющей современного этапа реформирования в России.

Большая практическая значимость развития промышленной политики урбанизированной территории, как для экономики города, так региона и страны в целом предопределила актуальность разработки данной концепции.

До сих пор в российской деловой и научной среде нет единого понимания целей и содержания промышленной политики., не определены роль и экономические функции государственных органов по регулированию развития промышленного производства ни на макро ни на микро уровнях. Недостаточно изучены и не нашли должного отражения в экономической литературе некоторые проблемы управления промышленными предприятиями и промышленными комплексами в территориальных образованиях.

Очевидно, что в настоящее время существуют чётко сформированные подходы к данному вопросу во многих областях науки об экономике, политике и управлении, в связи с чем поиск решения проблем, связанных с формированием городской промышленной политики, целесообразно искать на стыке различных научных направлений.

Цель разработки концепции состоит в разработке и обосновании подходов к формированию промышленной политики города Хабаровска

Указанная цель определяет постановку следующих теоретических и практических задач:

определение сущности, целей и задач промышленной политики;

исследование места и функций промышленной политики в стратегии рыночного управления городом;

теоретическое обоснование необходимости и форм участия органов местного самоуправления в экономическом развитии территории;

классификация элементов и факторов, определяющих промышленную политику города;

анализ и оценка инвестиционного климата г. Хабаровска;

исследование взаимосвязи инвестиционной и промышленной политики;

выявление общих тенденций развития промышленности Российской Федерации, Хабаровского края и г. Хабаровска;

проведение комплексного анализа деятельности промышленных предприятий города Хабаровска;

разработка основных положений и методических подходов формирования городской промышленной политики;

разработка механизма реализации промышленной политики города.

Особенность настоящей концепции заключается в следующем:

уточнено содержание и сущность промышленной политики;

предложены методы воздействия администрации города на развитие промышленной деятельности;

определены приоритетные направления проведения политики протекционизма малого предпринимательства в промышленности;

разработана концептуальная схема муниципальной поддержки развития промышленной деятельности в городе.

В данной концепции сделана попытка сформировать теоретическую базу для решения проблем возникающих между владельцами предприятий частной формы собственности и властными структурами. Направление дальнейших исследований управленческих процессов позволят предприятиям формировать стратегию их развития, будут способствовать совершенствованию методической базы планирования хозяйственной деятельности и оценки её результатов.

Реализации изложенных в концепции предложений позволит их использовать структурными подразделениями администрации города на практике при подготовке управленческих решений в целях развития промышленной деятельности, а также предприятиями города в перспективном планировании.

Поскольку любая политика всегда предполагает комплекс мер, то следовательно, промышленная политика города - это комплексная совокупность административных, экономических, правовых и иных мер органов власти и управления города, направленных на устойчивое развитие промышленной деятельности, учитывающих экономическую политику государства и региона, а также интересы жителей города и субъектов предпринимательской деятельности.

Городская промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного и регионального аналогов, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития города, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала. Особое, определяющее место принадлежит собственной инвестиционной политики города, которая одновременно является и источником формирования и основным направлением городской промышленной политики. В практической работе муниципального городского образования трудно отделить целевую направленность инвестиционной политики от промышленной, они неразрывно связаны между собой.

Раздел 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА  В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.


1.1. Государственная промышленная политика России


Правильное определение места и роли государственной промышленной политики в экономической политике государства является одним из важнейших звеньев трансформационного развития.

Вывод российской экономики из кризиса невозможен без оживления реального сектора, создания условий для стабилизации и последующего роста производства в его главном звене - промышленности. Для решения этих задач еще в 1996 г. была разработана Концепция промышленной политики, которая одобрена Правительством Российской Федерации и поддержана Президентом России. В настоящее время на основе её положений разрабатываются государственная промышленная политика и стратегии развития важнейших отраслей. Свое видение этой проблемы используют в своих программах некоторые политические партии.

В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление промышленного производства должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

Один из важных вопросов, требующий рассмотрения - роль государственной промышленной политики и ее соотношение с общей экономической политикой. В этой связи представляется, что общая экономическая политика в идеале должна включать разработку главных проблем общественного воспроизводства: экономический рост, накопление, потребление, инвестиции, норму безработицы и ряд других важнейших экономических параметров воспроизводства.

Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.

Промышленная политика, как ядро общеэкономической политики, связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. В принципе макроэкономическая политика главной целью имеет финансовую стабилизацию хозяйства, а промышленная политика - экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции.

В 1997 г. Правительством РФ было принято Постановление "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций", которым была утверждена Концепция реформирования предприятий. В концепции отмечено, что «усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики». В этой области, отмечалось в Концепции, к настоящему времени достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными денежными средствами.

Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

С достижением финансовой стабилизации и высокой степени либерализации экономики одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.

Согласно Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, к числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими еще не отлажен.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

В современных условиях уставный капитал акционерных обществ, который является одним из показателей, характеризующих масштаб деятельности предприятия, практически не выполняет главной своей функции - обеспечения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов. Так, на начало 1996 года более 85 процентов акционерных обществ имели уставный капитал менее 100 млн. рублей и только у 3 процентов таких обществ уставный капитал превосходил 1 млрд. рублей.

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.

Нельзя рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будет обеспечено право собственности на землю. Вопросы продажи земельных участков, расположенных под объектами недвижимости предприятий, решаются медленными темпами.

6. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.

7. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения искажает реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает предприятия права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов. Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет частично удовлетворить спрос предприятий на маркетинговую информацию. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры российской экономики затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятий и определение контрагентами степени риска при заключении ими договоров.

Финансово-экономический кризис, разразившийся в России 17 августа 1998 г. перечеркнул некоторые оптимистические выводы, но в целом основные положения Концепции реформирования предприятий остаются актуальными и могут быть реализованы в будущем.

В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и повышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.

Государственное финансирование промышленной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились.

С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998 г. был принят совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», который исходил из необходимости усиления вмешательства государства в экономику.

Были определены приоритеты программ развития, через которые должна реализовываться государственная структурная и промышленная политика:

наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;

поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки продукции, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;

сохранение и увеличение занятости населения.

Однако реализация данных подходов осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.

Новые программные правительственные документы, официально отражающие экономическую стратегию в основе которых положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. опять декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление ее направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются меры по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, оптимизации денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.

Анализ практического применения либеральной модели развития экономики ясно свидетельствует о том, что для промышленного подъема необходимо существенное повышение действенности государственного регулирования.

1.2. Принципы, границы и формы участия государства в промышленной деятельности


Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, свидетельствует о невозможности обеспечить решение приоритетных задач промышленного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиление роли государства в промышленной деятельности, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в развитии промышленной сферы с учетом специфики формирования рыночных отношений в России.

Когда-то промышленная политика во многом была связана с прямым регулированием государством. В условиях же нарастающих процессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямых методов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвенным методам регулирования на основе промышленной политики. Одновременно по мере вызревания рыночной экономики постепенно отпадает необходимость создания сложных бюрократических структур в целях детального регламентирования промышленной политики.

По классификации Европейской экономической комиссии промышленная политика должна решать следующие основные проблемы:

реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);

политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»