Учитывая приоритеты развития каждой территории, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Хабаровского края от 6 августа 2002 г. № 14-пр. реализация Основных направлений территориальной политики позволит:
- повысить экономический потенциал края в целом и каждой отдельной территории;
- сосредоточить ограниченные ресурсы края на наиболее приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы;
- создать систему межрайонной кооперации ресурсов;
- сократить численность населения, живущего за чертой бедности;
- сократить степень дифференциации социально-экономического развития территорий;
- перевести на централизованное газо- и электроснабжение ряд населенных пунктов края, что позволит улучшить жизнеобеспечение населения и повысит конкурентоспособность действующих на их территории предприятий;
- повысить финансовую самообеспеченность территорий (за счет более эффективного использования налогового потенциала территорий, муниципальной и государственной собственности, переданной в управление органам местного самоуправления);
- обеспечить повышение инвестиционной привлекательности административно-территориальных образований (приоритетность отраслей и производств, привлекающих инвестиции на территорию).
К 2010 году ожидается рост экономики края в целом и повышение уровня развития каждой территории.
На основании проведенного анализа были определены территориальные точки экономического роста, центрами которых являются г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре и Ванинский район. Если г. Хабаровск будет развиваться как административный, транспортный, финансово-кредитный, образовательный, научный и культурный центр и здесь, наряду с развитием городской инфраструктуры, будут возводиться и объекты, имеющие общекраевое значение, то г. Комсомольск-на-Амуре будет развиваться как промышленный центр не только Хабаровского края, но и Дальнего Востока в целом, как организационный центр техноэкополиса «Комсомольск - Амурск - Солнечный», поддержку в развитии которого оказывало и впредь будет оказывать Правительство края. Выгодное транспортно-географическое положение Ванинского района, наличие глубоководного незамерзающего морского порта и значительный природно-ресурсный потенциал все больше привлекают инвесторов к этой территории, это одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся точек экономического роста. Поддержка территориальных точек экономического роста, будет способствовать развитию и других территорий края.
Степень дифференциации уменьшится за счет более интенсивного развития отсталых и слаборазвитых районов. Реализация эффективных проектов в отдельных районах повысит уровень их экономического развития, снизит уровень безработицы, будет способствовать увеличению поступлений в местный бюджет, росту доходов населения. Это позволит районам подняться на более высокую ступень развития (см. схему на стр. 570).
Так, за счет развития мощностей по переработке леса (ООО «Снежное, ОАО «Комсомольский КЛПХ», ЗАО «Шелеховский КЛПХ»), электрификации и газификации ряда населенных пунктов, развития сельскохозяйственного производства (отрасли животноводства) в категорию с высоким уровнем развития переместится Комсомольский район.
Среднего уровня развития достигнут Охотский и им. Лазо районы. Охотский район - за счет модернизации производства и наращивания перерабатывающих мощностей в рыбной отрасли (ОАО «Новоустьенский рыбозавод», рыболовецкий колхоз им. Вострецова), выхода на проектную мощность Хаканджинского горно-металлургического комплекса, развития Мареканского угольного разреза. Район им. Лазо получит развитие за счет создания мощностей по производству химико-термомеханической массы на базе Хорского биохимического завода, увеличения производства на ОАО «Переяславский молочный завод», КГУП «Лазовский спиртовик», создания новых мощностей по переработке леса, развития сельскохозяйственного производства.
В группу с более высоким уровнем развития перейдут Вяземский и Ульчский районы. Вяземский - за счет развития сельскохозяйственного производства (повышение урожайности зерновых культур и сои, наращивания поголовья крупного рогатого скота), увеличения переработки молока на ООО «Вяземский молочный комбинат», ввода новых мощностей по переработке древесины на ОАО «Вяземский ДОК» и ОАО «Горные ключи», строительства известкового завода в г. Вяземском.
В Ульчском районе получит дальнейшее развитие морской порт Де-Кастри. Здесь намечено строительство объектов рейдового налива нефти в пос. Де-Кастри, увеличение объемов заготовки и переработки древесины на ООО «Де-Кастрилес», ЗАО АС «Алмаз», газификация населенных пунктов, расположенных вдоль трассы действующего газопровода, комплексное развитие специализированной больницы «Аннинские Минеральные Воды».
При благоприятном стечении обстоятельств, связанных с осуществлением высокоэффективных проектов, могут перейти в следующую группу г. Амурск с Амурским районом и район им. Полины Осипенко. Город Амурск с Амурским районом - за счет обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса государственными и экспортными заказами, создания производства по выработке целлюлозы, расширения производства по выпуску пиломатериалов, плит ДСП, газификации населенных пунктов в местах прохождения газопровода. Район им. Полины Осипенко - за счет увеличения добычи россыпного золота, строительства и ввода в эксплуатацию горно-обогатительного комплекса на Албазинском золоторудном месторождении, ввода новых мощностей по выпуску пиломатериалов ЗАО «Лесной комплекс», воспроизводства рыбных запасов р. Амгунь.
В результате реализации Основных направлений, повысится роль рыночных механизмов в регулировании экономики, будет дан толчок развитию бизнеса, что позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы с неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные сектора экономики. Действия Правительства края, направленные на развитие инфраструктуры, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств, рост переработки в сырьевых отраслях, позволят повысить конкурентоспособность экономики территорий, активизировать научно-технический и интеллектуальный потенциал, преодолеть технологическое отставание.
Данный документ в дальнейшем будет служить ориентиром: для министерств и иных органов исполнительной власти края - при разработке и корректировке отраслевых программ; для территорий - в качестве перспективных направлений их развития; для предпринимателей и инвесторов - при размещении бизнеса с наименьшей долей риска; для жителей - в качестве перспектив развития территории их проживания.