Недействующий

Об Основных направлениях территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года


Город Хабаровск - административный, промышленный и культурный центр Хабаровского края, территориально расположен вдоль реки Амура и Амурской протоки на 45 километров. Площадь города - 0,4 тыс. кв. км, что составляет 0,05 процента от территории края. В городе проживает 580,4 тыс. человек, или 40,7 процента населения края. Хабаровск - второй по числу жителей город на Дальнем Востоке. Плотность населения составляет 1451 человек на квадратный километр.

Географическое положение города Хабаровска выгодно отличается от других региональных центров Дальнего Востока и, по оценке отечественных и зарубежных экспертов, является привлекательным для инвесторов.

Хабаровск - один из крупнейших промышленных, научных, образовательных, культурных, спортивных, деловых и организационных центров Дальнего Востока. Здесь размещаются представительство Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, ряд федеральных и других управленческих структур гражданских и военных ведомств окружного и межрегионального значения, Дирекция Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, генеральные консульства Японии и Китая.

По итогам 2003 года объем промышленного производства составил 21,2 млрд. рублей, или 26,2 процента от краевого показателя. Удельный вес убыточных предприятий - 28,3 процента при среднекраевом показателе 35,5 процента. Уровень безработицы по состоянию на 1 января 2004 г. составил 1,2 процента, в крае - 2,9 процента. Объем инвестиций в основной капитал составил 15,0 млрд. рублей, или 68,3 процента от краевого показателя. Объем розничного товарооборота 23,6 млрд. рублей, что составляет 60,8 процента от краевого показателя.

Основными отраслями экономики города являются: транспорт - 34,5 процента, промышленность - 28,5 процента, строительство - 11,9 процента, торговля и общественное питание - 4,4 процента. Основу промышленного потенциала города составляют 82 крупных и средних предприятия.

В 2003 году увеличение объемов промышленного производства достигнуто во многом за счет работы таких предприятий, как ОАО «Дальэнергомаш», ООО «Дальдизель - ДВ», ОАО «Дальреммаш», ОАО «Дальневосточный завод металлоконструкций», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», первая очередь которой введена в эксплуатацию в апреле 2003 года.

ОАО «Дальэнергомаш» - увеличение объемов производства обусловлено освоением производства унифицированных компрессоров, производительностью от 50 до 250 куб. м в минуту, нагнетателей от 60 до 200 куб. м в минуту, модульных стеллажей, а также потребительских товаров с учетом спроса на рынке.

ООО «Дальдизель - ДВ» - в 2003 году освоено производство новых типов дизелей и дизельэлектрических агрегатов, роторно-поршневых двигателей, продукции производственно-технического назначения для городского хозяйства.

ОАО «Дальреммаш» - в 2003 году освоено производство оборудования для канатной трелевки леса. Произведена реконструкция литейного цеха с переоборудованием его в сборочный.

ОАО «Дальневосточный завод металлоконструкций» - 2003 году освоено производство детских дворовых спортивно-развлекательных комплексов, производство мостовых конструкций из низколегированных сталей. По заказу ОАО «Российские железные дороги» начата работа по переоборудованию железнодорожных платформ для перевозки нестандартных грузов.

Общегосударственное значение имеет Хабаровский транспортный узел, который сформировался на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали, Амурского водного пути, магистральных автомобильных дорог, международных и федеральных воздушных трасс. На территории города расположены 4 железнодорожные станции, вагонные и локомотивное депо, речной порт, 2 аэропорта. Из международного аэропорта «Хабаровск» выполняются регулярные рейсы в города дальнего и ближнего зарубежья, в города Российской Федерации. Автомобильный мост через р. Амур с совмещенным железнодорожным переходом и автомобильная дорога Чита - Хабаровск обеспечивают связь Хабаровского края, Приморья и Сахалинской области с сетью автомобильных и железных дорог страны. Через Хабаровск проходят системообразующие линии высоковольтной передачи объединенной энергосистемы Юга Дальнего Востока.

В 2003 году среднемесячная заработная плата составила 7841 рубля при среднекраевой 7488 рубль. Средний размер назначенных пенсий - 1919 рублей при среднекраевом показателе 1934 рубля.

В 2003 году собственные доходы бюджета муниципального образования составили 3,6 млрд. рублей. В расчете на одного жителя собрано собственных доходов 6,0 тыс. рублей при среднекраевом показателе 5,9 тыс. рублей. Из краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований городов и районов края перечислено 454,2 млн. рублей, что в расчете на одного жителя составило 0,8 тыс. рублей при среднем показателе по краю 2,7 тыс. рублей. Расходы бюджета муниципального образования составили 4,1 млрд. рублей, в расчете на одного жителя расходы составили 7,0 тыс. рублей (сред не крае во и показатель - 9,0 тыс. рублей). Расходы бюджета города обеспечены собственными доходами на 86,4 процента при среднекраевом показателе 65,3 процента.

Сильные стороны:

административный центр края, крупный промышленный, транспортный, финансово-кредитный, научный, культурно-образовательный центр;

- выгодное географическое положение;

- высокий промышленный, технологический и кадровый потенциал;

- многоотраслевая структура городской экономики;

- емкий потребительский рынок;

- развитая структура связи, телекоммуникаций, транспорта;

- организационный центр большинства федеральных структур и международных представительств;

- к городу примыкает обширная рекреационно-оздоровительная зона (санатории, профилактории, базы и дома отдыха, детские оздоровительные лагеря).

Слабые стороны:

- неблагоприятная экологическая ситуация;

- недостаток качественной питьевой воды;

- недостаточно развитая система высококлассного сервисного обслуживания;

- высокий уровень преступности по сравнению с другими муниципальными образованиями края.

Приоритеты развития города:

- привлечение научно-инновационного потенциала к решению проблем города; -- строительство и реконструкция объектов, имеющих общекраевое значение;