Город Комсомольск-на-Амуре - один из самых крупных промышленных центров Дальнего Востока, важнейший транспортный узел, организационный центр первого действующего на Дальнем Востоке техноэкополиса «Комсомольск - Амурск - Солнечный». Город занимает территорию 0,3 тыс. кв. км, или 0,04 процента территории края. Численность населения 277,9 тыс. человек, или 19,5 процента населения края. Плотность населения 926 человек на квадратный километр.
Основа экономики города - индустрия, представленная: высокотехнологичными отраслями машиностроения (авиастроение, судостроение, производство подъемно-транспортного и литейного оборудования); радиоэлектронной и электротехнической промышленностью, черной металлургией, нефтеперерабатывающей промышленностью, электроэнергетикой. Работают предприятия легкой и пищевой промышленности, предприятия по производству строительных материалов.
Основная доля продукции машиностроения приходится на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина», на котором, помимо выпуска боевых самолетов Су, освоено производство легких самолетов-амфибий Бе-103, ведутся испытания и подготовка к серийному выпуску многоцелевых самолетов С-80 для региональных авиалиний. Наращивает объемы производства ОАО «Амурский судостроительный завод», который в 2003 году удвоил объемы производства продукции. Основной проблемой предприятия является нехватка рабочих основных профессий и инженерно-технических работников. Постепенно улучшается ситуация на ОАО «Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод». Федеральное государственное унитарное предприятие Дальневосточный радиоэлектронный завод «Авест» внедрило новую линию по производству печатных плат для телевизоров, компьютеров и мониторов. За счет грамотной маркетинговой политики значительно расширена сеть сервисных центров в регионах России. На предприятии значительно увеличены объемы выпуска радиоэлектронной и сложной бытовой техники.
Транспортное значение г. Комсомольска-на-Амуре определяется его положением на пересечении важнейших в регионе путей сообщения: Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и Амурского водного пути, автомобильных дорог, отходящих к г. Хабаровску и г. Николаевску-на-Амуре, нефте- и газопроводов с острова Сахалин. В городе расположены три железнодорожные станции, речной порт; воздушное сообщение обеспечивается двумя аэропортами, один из которых (основной) находится в 20 км в с. Хурба (Комсомольский район).
Город Комсомольск-на-Амуре является одним из культурных, спортивных и образовательных центров края, здесь сформировался значительный научно-технический потенциал, представленный Институтом машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наук, специализированными научно-производственными, опытно-конструкторскими, научно производственными предприятиями научных центров, университетов, промышленных предприятий.
В 2003 году объем промышленного производства составил 39,8 млрд. рублей, или 49,1 процента краевого объема. Удельный вес убыточных предприятий - 18 процентов. Уровень безработицы на 1 января 2004 г. составил 2,2 процента. Объем инвестиций в основной капитал - 2,8 млрд. рублей, или 12,7 процента краевого объема. Объем оборота розничной торговли составил 9,9 млрд. рублей, или 25,5 процента от краевого оборота.
В 2003 году среднемесячная заработная плата по предприятиям города составила 8536 рублей. Средний размер назначенных пенсий составил 2204 рубля.
В 2003 году собственные доходы бюджета муниципального образования составили 2305,3 млн. рублей, В расчете на одного жителя собрано собственных доходов 8,3 тыс. рублей. Из краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований городов и районов края перечислено 45,1 млн. рублей, что в расчете на одного жителя составило 162 рубля. Расходы бюджета муниципального образования составили 2155,5 млн. рублей, в расчете на одного жителя - 7,8 рубля. Расходы бюджета района обеспечены собственными доходами на 106,9 процента.
Сильные стороны:
- крупный промышленный и индустриальный центр, выпускающий продукцию, способную конкурировать на мировом рынке;
- важнейший транспортный узел;
- центр развития техноэкополиса «Комсомольск - Амурск - Солнечный»;
- устоявшиеся внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- наличие значительного научно-технического потенциала.
Слабые стороны;
- зависимость экономического развития от получения экспортных и оборонных заказов;
- высокий уровень стоимости услуг естественных монополий: энерготарифов и тарифов на транспортные перевозки, существенно влияющих на себестоимость выпускаемой промышленной продукции и конкурентоспособность на рынке;
- недостаточно развита инвестиционная деятельность, направленная на обновление основных фондов, развитие социальной сферы;
- недостаточное развитие инфраструктуры водопотребления и водоотведения;
- высокая доля ветхого и аварийного жилищного фонда.
Приоритеты развития города:
- развитие наукоемких производств, включая формирование центров высоких технологий;
- развитие технопарка «Комсомольск - Амурск - Солнечный";
- строительство предприятия по производству 120 тыс. куб. м шпона из лиственничного сырья;
- размещение на предприятиях города краевого заказа;
- содействие в обеспечении предприятий оборонно-промышленного комплекса государственными и экспортными заказами, поиск путей развития экспорта продукции оборонного характера;
- реализация конверсионных мероприятий, увеличение доли гражданского производства на оборонных предприятиях;
- поддержка социально значимых инвестиционных проектов города;
- развитие и модернизация инфраструктуры водопотребления и водоотведения;