ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2004 года N 40-пр
Об Основных направлениях территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 февраля 2016 года N 35-пр
__________________________
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики отдельных территорий Хабаровского края. Существенные различия в условиях жизни населения территорий края воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости.
Основной целью территориальной политики Правительства Хабаровского края является повышение самодостаточности муниципальных образований за счет максимального использования относительных преимуществ и привлечения всех видов ресурсов.
В целях определения приоритетов развития муниципальных образований, выработки социально-экономической политики в отношении каждой территории Правительство края
постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года (далее именуются - Основные направления территориальной политики).
2. Министерствам края, администрациям муниципальных образований городов и районов края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Основными направлениями территориальной политики при разработке ежегодных бюджетов, определении задач социально-экономического развития на очередной год, краевых отраслевых и территориальных программ развития,
3. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Левков С. А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач территориальной политики Правительства края.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра экономического развития и внешних связей края Левинталя А. Б.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор, Председатель
Правительства края В. И. Ишаев
ОДОБРЕНЫ
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 22.07.2004 № 40-пр
Введение
Существенные различия в структуре и эффективности экономики отдельных территорий края обуславливают дифференциацию их социально-экономического развития. Неизбежным следствием территориальной дифференциации является расширение зон депрессивности, дальнейшее ослабление межрайонного экономического взаимодействия, нарастание межрайонных противоречий. Все это в свою очередь затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований. Сложившиеся к настоящему времени различия условий жизни населения ведут к нарушению принципа социальной справедливости, чреваты нарастанием социального напряжения на отдельных территориях.
Вступление в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставит территории перед необходимостью установления новых межбюджетных отношений, что без направленной территориальной политики еще больше усугубит сложившуюся дифференциацию.
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 6 августа 2002 г. № 14-пр «О стратегии социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года» наряду с прогнозом развития отраслей экономики необходима выработка эффективной территориальной политики, которая в условиях перехода крыночным отношениям учитывала бы интересы и особенности развития каждой территории. Территориальная политика в этом случае рассматривается как пространственная «проекция» стратегии социально-экономического развития края.
Проделанная Правительством края работа по формированию территориальной политики в отношении городов и районов Хабаровского края позволила определить приоритеты экономического развития каждой территории. Настоящий документ не подменяет уже существующие программы, а лишь концентрирует внимание на наиболее перспективных направлениях развития городов и районов. Сейчас многие муниципальные образования самостоятельно формируют перспективы своего развития, однако у каждой территории имеются определенные проблемы, для решения которых требуется поддержка более высокого уровня власти.
Направления территориальной политики Правительства края разработаны на основе анализа природного, ресурсного, экономического, социального, трудового, научно-технического, инновационного потенциала каждого муниципального образования. Определены как общие, так и частные, специфические проблемы территорий, выработаны основные цели, задачи и направления территориальной политики, определены ожидаемые результаты.
Документ предназначен для: краевых и муниципальных органов власти - для выработки бюджетной и экономической политики; потенциальных инвесторов - как ориентир при выборе решений по размещению бизнеса; населения - в качестве перспективного плана развития территории их проживания.
1. Территориальная политика Правительства Хабаровского края
Экономический кризис начала 90-х годов еще более усилил различия в развитии отдельных территорий. К 1998 году индекс промышленного производства к уровню 1990 года в целом по краю составил 29,8 процента, по отдельным городам и районам ситуация была еще сложнее. Так, в г. Комсомольске-на-Амуре и г. Амурске с Амурским районом этот показатель составил 19,7 и 19,4 процента соответственно, в г. Хабаровске - 26,1 процента. Изменилась и территориальная структура промышленного производства. Наибольший удельный вес объема промышленного производства приходился на г. Комсомольск-на-Амуре - 52,3 процента, г. Хабаровск - 31.9 процента. Население столкнулось с таким социальным явлением, как безработица. В 1998 году уровень безработицы к экономически активному населению по краю составил 4,5 процента, соотношение самого высокого уровня безработицы (Тугуро-Чумиканский район - 19 %) и самого низкого (г. Хабаровск - 1,7 %) составило 11 раз. Объем промышленного производства в расчете на одного жителя различался в 36 раз. Произошли изменения на потребительском рынке, дифференциация показателя оборота розничной торговли в расчете на душу населения составила 5 раз.
К 2000 году удельный вес г. Хабаровска в краевом объеме промышленного производства снизился до 17.3 процента, в г. Амурске с Амурским районом - до 1,6 процента. При этом по г. Комсомольску-на-Амуре этот показатель увеличился до 64 процентов. Дифференциация районов по показателю среднедушевого объема промышленного производства составила 60 раз (без учета Аяно-Майского района). Наиболее высокое значение этого показателя наблюдалось в г. Комсомольске-на-Амуре - 121,7 тыс. рублей, наиболее низкое в г. Бикине и Бикинском районе - 2,0 тыс. рублей. Некоторое оживление экономики повлекло за собой снижение практически повсеместно уровня безработицы. В 10-ти городах и районах уровень безработицы за 2 года снизился почти в 2 раза, тем не менее уровень дифференциации этого показателя составил 9,8 раза. Самый высокий уровень безработицы наблюдался в районе им. Полины Осипенко - 10,8 процента. Дифференциация по городам и районам показателя оборота розничной торговли на душу населения достигла к 2000 году 8,6 раза. Самый низкий показатель наблюдался в Солнечном районе - 2,2 тыс. рублей на человека, самый высокий в г. Хабаровске - 19,1 тыс., рублей на человека.
В 2003 году по величине среднедушевого производства промышленной продукции муниципальные образования различались в 38 раз (а с учетом Аяно-Майского района - в 466 раз), по величине среднедушевых собственных доходов в местный бюджет - в 27 раз, по уровню бюджетной обеспеченности расходов собственными доходами - в 8 раз, по уровню безработицы - в 10 раз.
В крае целый ряд муниципальных образований, даже если им оставить собранные на их территории налоговые поступления в бюджеты всех уровней, не в состоянии закрыть свои бюджетные потребности. Сегодня это могут сделать только города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре и Николаевский район, Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский районы. В общей сумме доходов бюджета края города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре дают 72,2 процента, четыре вышеназванных района- 12,7 процента. Оставшиеся 15,1 процента налогов собираются на территории 13 муниципальных образований.
Таким образом, за последние 5 лет, несмотря на стабильные темпы роста экономики края в целом, степень дифференциации в уровне социально-экономического развития муниципальных образований увеличилась.
В то же время, несмотря на значительную дифференциацию, в территориальных образованиях имеют место проблемы общего характера с той лишь разницей, что в разных городах и районах они имеют разную степень проявления, К таким, наиболее общим проблемам, относятся:
- нехватка финансовых средств для реализации задач социально-экономической политики;
- недостаточный уровень социального партнерства бизнеса, населения и власти;
- низкая активность бизнеса в сфере развития реального производства, в том числе инновационной направленности, отсутствие экономически эффективных инвестиционных проектов и бизнес-планов;
- недостаточно развитая инфраструктура в большинстве районов края;
- низкая инвестиционная привлекательность большинства территорий;
- неблагоприятная демографическая ситуация;
- недостаток кадров необходимой квалификации;
- высокий износ основных фондов;
- высокая себестоимость электроэнергии на дизельных электростанциях и ограничения электропотребления по времени суток и сезонам года;
- отсутствие стабильного доступа сельского населения к глобальным электронным информационным ресурсам;
- значительный износ объектов инженерной коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда населенных пунктов края;
- дефицит водоснабжения в ряде населенных пунктов края;
- высокие тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства и естественных монополий;
- слабо развитая транспортная сеть в большинстве районов края;
-экологически неблагоприятная ситуация с загрязнением вод бассейна реки Амура;
- лесные пожары.
Правительство края оказывало и оказывает существенное влияние на развитие экономики городов и районов. В период острого кризиса в 90-е годы прошлого столетия краевые органы исполнительной власти принимали меры, позволившие в значительной степени сдерживать темпы падения производства, сохранить многие предприятия и тем самым снизить социальную напряженность в городах и районах края.
Широко применялись методы финансового оздоровления и реструктуризации предприятий и производств в целом ряде отраслей, оказывающих существенное влияние на экономическую ситуацию в муниципалитетах (горнодобывающая, лесная, рыбная промышленность).
Так, в лесной отрасли в результате принятых Правительством края мер по финансовому оздоровлению производств создано более двух десятков устойчиво работающих предприятий (общества с ограниченной ответственностью «Коппинское», «Лидога-Трейдинг», «Де-Кастрилес», «Синдинское» и др.), что позволило в существенной мере повлиять на ситуацию в отрасли, подготовить условия для стабилизации и дальнейшего подъема производства.
В 1995 - 1996 годах принятые Правительством края меры по реструктуризации долгов основного рыбодобывающего предприятия ОАО «Морские ресурсы» с образованием обществ с ограниченной ответственностью «Востокрыбпром» и «Совгаваньрыба» с краевыми пакетами акций, поддержка других рыбодобывающих предприятий оказали позитивное влияние на положение в отрасли. Значительно увеличилось количество выставленных на промысел судов, возобновлен лов минтая в Беринговом море, в целом стабилизировались объемы рыбодобычи.
Проводилась работа по выводу из кризисного состояния ведущих предприятий цветной металлургии - открытых акционерных обществ «Нижнеамурзолото», «Солнечный ГОК» и других, В счет погашения задолженности в бюджет края часть имущества предприятий, обеспечивающего основной комплекс работ, принята в краевую собственность и передана в аренду вновь образованным предприятиям. Это позволило реанимировать и значительно нарастить добычу золота на коренном месторождении Многовершинное, сохранить производство цветных металлов в Солнечном районе.
Подобная работа проводилась на предприятиях черной металлургии, машиностроения, пищевой промышленности.
В период длительных задержек Гохраном России оплаты за поставленный золотодобывающими предприятиями края металл практиковалась такая форма финансовой поддержки, как выпуск специальных «золотых» векселей, что позволяло предприятиям в условиях острого дефицита оборотных средств и высокой стоимости кредитных ресурсов осуществлять своевременную подготовку к добычному сезону.
Для финансовой поддержки создания сезонных запасов топлива, ГСМ, материалов лесозаготовительными предприятиями Правительством края выпускались «лесные» векселя.
Правительством края активно используется такая форма государственной поддержки предприятий, как предоставление гарантий бюджета края под привлечение банковских кредитов, в том числе на реализацию инвестиционных проектов, развитие производства. Значительные объемы гарантийных обязательств предоставлялись предприятиям энергетики, угольной промышленности, черной металлургии, транспорта и других отраслей. Привлеченные под гарантии Правительства края кредитные ресурсы способствовали качественной подготовке и своевременному завозу топлива на объекты энергетики, техническому перевооружению и развитию производства на ряде предприятий. Под гарантии Правительства края осуществляется лизинговая программа приобретения современных пассажирских лайнеров Ту-214 основным авиапредприятием края ФГУП «Дальавиа».
В результате постоянной активной работы Правительства края в Правительстве Российской Федерации, Минобороны России, других ведомствах ведущие предприятия военно-промышленного комплекса края обеспечивались внешними и государственными заказами на продукцию оборонного характера, что позволило в значительной степени сохранить потенциал машиностроения, высококвалифицированные коллективы, производственные мощности, технологии. Активно привлекались средства федерального бюджета на реализацию конверсионных и инвестиционных программ таких, как организация гражданского авиастроения на ОАО «Комсомольское - на - Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина», производство спортивно-охотничьих патронов на ФГУП «Вымпел», развитие производства твердосплавных режущих инструментов и других.
Правительство края целенаправленно работало по привлечению краевых предприятий к работам по реализации нефтегазовых проектов на шельфе о. Сахалин. В результате ОАО «Амурский судостроительный завод» получил два крупных заказа на модернизацию нефтедобывающих платформ, более полутора десятков краевых предприятий выполняли различные работы на сахалинских объектах.
На протяжении ряда лет ведется работа по реорганизации неэффективных сельскохозяйственных предприятий путем передачи земельных и имущественных паев более крепким хозяйствам, промышленным предприятиям, передачи сельхозпроизводств в краевую и муниципальную собственность. В краевом бюджете ежегодно предусматриваются средства на поддержку сельскохозяйственного производства, направляемые на дотации продукции животноводства, повышение плодородия почв.
В определенной мере территориальные проблемы решались и решаются через отраслевые и районные программы социально-экономического развития, локальные территориальные проекты. Решены многие вопросы в области природопользования и охраны окружающей среды. Создана система прозрачного, гласного, с участием муниципальных образований, распределения водных биологических, лесных, охотничьих и других ресурсов. Муниципальным образованиям делегированы права на заключение договоров с предприятиями-лесопользователями. Главы районов принимают участие в работе ресурсных комиссий. Практически все ресурсы края распределяются на конкурсной и аукционной основе.
Внедрена практика долговременного распределения ресурсов, позволяющая руководителям предприятий вести работу перспективно, рачительно, а муниципальным образованиям строить экономически обоснованную долговременную политику по участию предприятий-природопользователей в решении социально-экономических проблем территорий. Все минеральные, охотничьи и 90 процентов лесных ресурсов переданы в пользование на срок более 25 лет.
Совместно с муниципальными образованиями наведен порядок в учете, анализе состояния использования ресурсов, в том числе вторичных, создана с привлечением правоохранительных органов система контроля за соблюдением природоохранного законодательства.
Сформированы условия для обеспечения дифференцированного подхода к оценке природных ресурсов с учетом места их расположения, ценности, степени использования и других факторов, характеризующих рентные отношения. Решен комплекс вопросов по созданию инвестиционной привлекательности ресурсных отраслей, вовлечению отечественного и иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Вложение только за последние пять лет свыше 350 млн. долл. США в развитие горной и лесной промышленности позволило не только ввести в действие дополнительные мощности и освоить новые технологии, но и значительно изменило социальный облик многих населенных пунктов, внесло существенные коррективы в бюджетную политику территорий.
1.2. Цель и задачи территориальной политики
Основной целью территориальной политики Правительства Хабаровского края является повышение самодостаточности муниципальных образований за счет максимального использования относительных преимуществ и привлечения всех видов ресурсов.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий и механизмов для привлечения ресурсов;
-сокращение различий в уровне социально-экономического развития территорий;
- поддержка территориальных точек экономического роста, которые, интенсивно развиваясь, распространяют импульсы развития на окружающие территории.
Для решения этих задач краевые и местные органы власти намерены осуществлять организационно-правовые, финансовые, информационные и другие меры, направленные на:
- создание условий и механизмов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие территорий;
- формирование стабильных финансово-экономических основ местного самоуправления;
- обеспечение эффективной и ответственной работы органов местного самоуправления в интересах населения.
Устойчивое социально-экономическое развитие территорий предполагает:
- развитие сотрудничества между городами и районами края для решения задач социально-экономического и инфраструктурного развития территорий, содействие в установлении новых форм взаимодействия между ними;
- определение приоритетов развития каждой территории, обеспечение за счет этого экономического роста края в целом и повышение на этой основе уровня жизни населения;
- поддержку экспортно-ориентированных предприятий, производящих продукцию повышенной степени переработки;
- реализацию программ социально-экономического развития муниципальных образований;