Правительство Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 14.01.2004 № 2-пр
О мерах по реализации Основных положений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 13 декабря 2013 года N 426-пр
__________________________
В ходе реализации Основных положений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года, утвержденных постановлением главы администрации Хабаровского края от 24 января 2000 г. №21, деятельность министерства образования, образовательных учреждений края была направлена на повышение качества образования, обеспечение его доступности и эффективности управления.
Создаются условия для сбалансированного взаимодействия процессов развития и функционирования системы общего образования.
Выполнение мероприятий первого этапа Основных положений концепции стабилизации и развития общего образования осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными целевыми и краевыми отраслевыми программами: «Информатизация системы общего образования», «Учебник», «Всеобуч», «Сельская школа», «Одаренные дети», «Каникулы», «Педагогические кадры», Основными направлениями деятельности комитета общего образования администрации Хабаровского края по развитию материально-технической базы образовательных учреждений, Программой воспитания в системе образования Хабаровского края; муниципальными программами развития образования.
Сохранена сеть образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных запросов различных групп населения края.
В 1094-х государственных, муниципальных, ведомственных, негосударственных учреждениях системы общего образования края обучаются и воспитываются свыше 221 тыс. детей, в том числе в 456 государственных и муниципальных дневных школах получают образование 171173 учащихся.
Ежегодно растут расходы краевого и муниципальных бюджетов на содержание учреждений образования.
Затраты на реализацию образовательной политики из бюджета края в 2000 - 2003 годах составили 12,2 млрд. рублей. Средние затраты на одного учащегося общеобразовательной школы увеличились с 5286 рублей в 2000 году до 9250 рублей в 2003 году. Ежегодные затраты краевого бюджета по отрасли «Образование» составляют от 19 до 21 процента.
Из федерального бюджета за три года по федеральным целевым программам «Дети России», «Развитие образования России», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера», «Развитие единой информационной образовательной среды» привлечено инвестиций в сумме 81,58 млн. рублей, что составляет 100 процентов от утвержденного лимита инвестиций, кроме того учреждения края получили оборудование, спортинвентарь, автотранспорт на сумму более 32 млн. рублей.
В целях расширения базы финансирования в учреждениях образования края развиваются различные формы оказания платных образовательных услуг.
За 2000 - 2002 годы учреждениями образования было привлечено 685,8 млн. рублей, за 11 месяцев 2003 года - 314,6 млн. рублей, что составляет 7 процентов от расходов бюджета края на образование.
Министерством образования края проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы финансирования образовательных учреждений края, разработан проект региональных нормативов финансирования, законопроект по выделению субвенций местным бюджетам на реализацию государственного стандарта образования на основе региональных нормативов в крае.
В 2001 - 2003 годах в результате нового строительства и проведенной реконструкции зданий введено в эксплуатацию 16 учреждений образования на 3800 мест. Объем освоенных средств по строительству объектов общего образования составил 600,5 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета 493,6 млн. рублей.
За последние три года проведен комплексный капитальный ремонт средних школ сел Дада, Лидога, Джонка Нанайского района, средней школы с. Лермонтовка Бикинского района, средней школы № 3 г. Бикина, средней школы пос. Чумикан Тугуро-Чумиканского района, школы-интерната пос. Переяславка района им. Лазо, средней школы № 17 г. Хабаровска, завершаются работы на пристройке средней школы № 4 в пос. Чегдомын Верхнебуреинского района. Большие объемы ремонтных работ выполнены в 698 учреждениях образования. Общий объем выполненных работ по капитальному ремонту учреждений образования составил 285,6 мин. рублей.
Больше внимания стало уделяться укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.
В 2001 - 2003 годах изготовлено и поставлено в учреждения образования края 20495 комплектов школьной мебели на сумму 42,1 млн. рублей, что составило 55 процентов от общей потребности в школьной мебели, требующей замены, 603 классные доски на сумму 2,36 млн. рублей. На централизованную поставку учебно-наглядных пособий и спортинвентаря израсходовано 34,54 млн. рублей, приобретено 16 школьных автобусов на сумму 5,59 млн. рублей.
Наметилась положительная тенденция укрепления материальной базы процессов информатизации в системе общего образования. За счет средств федерального и краевого бюджетов на условиях долевого участия в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 гг.)» образовательные учреждения края в 2001 - 2003 годах централизованно получили современное компьютерное, телекоммуникационное оборудование и лицензионное программное обеспечение на сумму свыше 42 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета 29,8 млн. рублей.
В школах края оборудовано 218 компьютерных классов (47,8 процента от общего числа школ). Доля современного оборудования в кабинетах информатики и вычислительной техники увеличилась с 13,4 процента в 2000 году до 78,4 процента в 2003 году.
В крае завершен переход на четырехлетний срок обучения в начальной школе, новые учебные программы; осуществляется преемственность дошкольного и общего образования. Более 28 процентов учащихся начальных классов занимаются по технологиям развивающего обучения, 27 процентов основных и средних общеобразовательных школ края организуют углубленное, профильное изучение предметов.
Образовательные учреждения края участвуют в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена, включены в федеральный эксперимент в 2004/2005 учебном году по организации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Результатом деятельности министерства образования края, муниципальных органов управления образованием по созданию условий, обеспечивающих доступность, качество, обновление содержания образования, в 2000 - 2003 годах явилось сохранение положительной динамики показателей деятельности системы общего образования. Продолжают в 2003 году дальнейшее обучение в 10-х классах, профессиональных учебных заведениях 96,4 процента выпускников основной школы (2000 год-95,7 процента), сокращается численность учащихся, оставленных на повторный курс обучения (2000 год - 0,67 процента, 2003 год - 0,47 процента), выбывших из образовательных учреждений до получения основного общего образования (2000 год - 0,46 процента, 2003 год - 0,41 процента).
Наметилась положительная тенденция увеличения с 52,5 процента в 2000 году до 54 процентов в 2003 году численности охвата детей дошкольным образованием.
Повышается воспитательный потенциал образовательных учреждений. Складывается система межведомственного взаимодействия в предупреждении безнадзорности и правонарушений среди учащихся школ края.
Совершенствуется психолого-медико-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. В крае работают 19 психолого-медико-педагогических комиссий, 1255 педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов.
Происходят позитивные изменения в организации процесса социальной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов, создаются условия для трудового обучения в них, 48 учреждений общественного воспитания (78 процентов) имеют закрепленные земельные участки общей площадью 44,7 гектара.
Преобразования в системе образования края проводятся на основе последовательной реализации кадровой политики. Процент обеспеченности школ кадрами учителей ежегодно растет, складывается региональная система непрерывного педагогического образования. Получили развитие выездные формы обучения педагогов, работающих в сельских и отдаленных районах края, создан центр и институты дистанционного образования в Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском государственных педагогических университетах, за последние три года открыты представительства этих университетов в 7 муниципальных образованиях края.
Для внедрения инновационных проектов в крае организована работа 7 научно-исследовательских лабораторий, 18 краевых экспериментальных площадок, 46 образовательных учреждений по апробированию учебных программ, учебников, педагогических технологий. Открыт Дальневосточный филиал государственного научного учреждения института общего среднего образования Российской академии образования.
Дальнейшее развитие общего образования в крае связано с решением ряда проблем, устранением недостатков, негативных тенденций, совершенствованием деятельности министерства образования края, муниципальных образований городов и районов края.
Министерству образования края, муниципальным образованиям городов и районов края не в полной мере удалось решить вопросы ресурсного обеспечения отрасли, добиться эффективного использования материальных и финансовых ресурсов.
Анализ расходов бюджета на образование показывает, что в крае недостаточно выделяется средств на содержание детей в детских домах и школах-интернатах (Бикинский, Вяземский, им. Лазо, Амурский, Нанайский, им. Полины Осипенко, Солнечный, Хабаровский районы), на финансирование капитального ремонта учреждений образования (Амурский, Вяземский, Охотский, им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский районы).
Несмотря на принимаемые меры, 84 школы (18,4 процента от общего числа школ) расположены в приспособленных помещениях, 14 зданий школ находятся в аварийном состоянии, 20 школьных зданий требуют комплексного капитального ремонта.
Обеспеченность учебно-наглядными пособиями общеобразовательных школ сегодня составляет только 40 процентов от существующей потребности, лабораторным оборудованием по физике, химии - 25 процентов. В рейтинге субъектов Российской Федерации по количеству школьников, приходящихся на один компьютер, Хабаровский край находится на одном из последних мест. Только 47 общеобразовательных школ, или 10,3 процента, имеют доступ к Интернету.
Требует совершенствования система межведомственного взаимодействия в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, организации питания школьников, обучения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии, хронически больных, инвалидов, социальной адаптации выпускников учреждений общественного воспитания, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детей, оставшихся без попечения родителей.
В крае остается ниже общероссийского (59,2 процента) процент охвата детей дошкольным образованием, ежегодно сокращается сеть детских садов (2000 год - 454 ДОУ, 2003 год - 430 ДОУ). Увеличивается родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, из 46 процентов детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады, 30 процентов из малообеспеченных семей, для которых услуги дошкольных образовательных учреждений недоступны.
Не отвечает современным требованиям качество образования школьников. По результатам единого государственного экзамена показатели среднего уровня подготовки выпускников школ края ниже общероссийских.
Только 47,9 процента учащихся получают дополнительное образование в кружках, творческих объединениях на базе школ, клубов для детей и молодежи по месту жительства.
Сохраняется кадровая потребность в школах отдаленных и северных территорий края, потребность в учителях иностранного языка, дефектологах, логопедах. Наблюдается тенденция старения педагогических кадров в г. Хабаровске, Ванинском, им. Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном районах. Администрациями муниципальных образований городов и районов края не выделяется достаточно средств для повышения квалификации педагогических кадров, что негативно отражается на качестве образования. Требует совершенствования система подготовки кадров в учреждениях профессионального педагогического образования.
В целях развития системы общего образования края, дальнейшей реализации Основных положений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года, консолидации усилий всех заинтересованных организаций и ведомств в повышении роли образования Правительство края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Отметить целенаправленную работу министерства образования края, муниципальных образований городов и районов края по реализации Основных направлений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года.
2. Утвердить прилагаемые мероприятия реализации Основных положений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на 2004 - 2005 годы (далее - Мероприятия).
3. Главам муниципальных образований городов и районов края:
3.1. До 1 февраля 2004 г. принять территориальные целевые программы по реализации Основных положений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на 2004 - 2005 годы.
3.2. Провести в 2004 - 2005 годах к началу учебного года комплексные капитальные ремонты муниципальных образовательных учреждений согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
3.3. Организовать работу по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях края в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
3.4. В срок до 1 октября 2004 г. провести инвентаризацию образовательных учреждений и переоценку стоимости основных фондов по отрасли «Образование».
3.5. Не допускать закрытия, перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений. Обеспечить своевременную передачу ведомственных учреждений в муниципальную собственность.
3.6. Увеличить охват детей дошкольным образованием за счет формирования групп социальной поддержки, кратковременного пребывания воспитанников, введения дифференцированной оплаты дошкольных образовательных услуг для различных категорий населения.
3.7. Взять под строгий контроль подготовку к началу учебного года общеобразовательных школ, находящихся в аварийном состоянии. Провести в них поддерживающие ремонты, обеспечивающие безопасные условия обучения.
В срок до 1 июня 2004 г. совместно с министерством образования края, министерством строительства края внести предложения по перспективе строительства школ для замены аварийных.
4. Министерству образования края (Обухова Л. Ф.), главам муниципальных образований городов и районов края:
4.1. В целях создания условий для повышения качества общего образования обеспечить:
4.1.1. Разработку до 1 июля 2004 г. и поэтапное внедрение схемы оптимальной сети образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями населения, социально-экономическим развитием муниципального образования.
4.1.2. Создание до 1 августа 2004 г. базовых общеобразовательных учреждений - ресурсных центров для организации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
4.1.3. Введение в 2004/2005 учебном году предпрофильной подготовки учащихся девятых классов общеобразовательных учреждений.
4.1.4. Максимальное содействие своевременному повышению квалификации педагогических кадров для работы в условиях обновления содержания общего образования.
4.1.5. Совершенствование организации и проведения единого государственного экзамена как формы государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
4.2. Разработать до 1 февраля 2004 г. краевую программу «Школьный автобус» для организации подвоза учащихся с учетом реструктуризации сети школ.
4.3. Направить из средств, предусмотренных в краевом бюджете на подготовку учреждений образований к началу учебного года:
на капитальный ремонт образовательных учреждений 14 млн. рублей (2004 год - 7,0 млн. рублей; 2005 год - 7,0 млн. рублей) согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
на оснащение общеобразовательных школ края учебно-наглядными пособиями 10 млн. рублей (2004год - 5 млн. рублей; 2005 год - 5 млн. рублей).
4.4. Организовать краевой конкурс муниципальных образований городов и районов края на лучшую организацию работ по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году.
Утвердить прилагаемое Положение о краевом конкурсе муниципальных образований городов и районов края на лучшую организацию работ по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году.
4.5. Обеспечить выполнение Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. № 63 «О краевой целевой программе «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы».
4.6. Создать необходимые условия для организованного проведения в крае в 2003/2004 учебном году эксперимента по введению единого государственного экзамена.
4.7. Обеспечить выполнение Закона Российской Федерации «Об образовании» в части права граждан на основное общее образование через полный учет и охват образованием детей, подлежащих обязательному обучению, развитие очно-заочной (вечерней), экстернатной форм получения образования, создание условий, гарантирующих обучающимся психологическую и физическую безопасность в процессе обучения.
5. Министерству образования края:
5.1. Организовать работу по введению в общеобразовательных учреждениях края нового базисного учебного плана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (второе полугодие 2004 г.).
5.2. Разработать до 1 апреля 2004 г. программу развития системы дополнительного образования детей в Хабаровском крае.
5.3. Разработать до 1 сентября 2004г. программу развития дополнительного педагогического образования в Хабаровском крае.
5.4. Разработать в первом полугодии 2004г. концепцию семейной политики в Хабаровском крае и краевую межведомственную программу «Семья» на 2005-2007 годы.
5.5. Разработать в I квартале 2004 г. региональные нормативы финансирования учреждений дошкольного образования и общественного воспитания.
5.6. Организовать ежегодную централизованную поставку учебной компьютерной техники в школы края, обеспечив к 2010 году уровень компьютеризации учебного процесса, исходя из расчета 20 учащихся на один современный компьютер.
6. Министерству образования края совместно с министерством здравоохранения края (Савкова В. М.) принять дополнительные меры по более широкому использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, построению медико-психолого-социального сопровождения педагогического процесса.
7. Министерству образования края совместно с министерством пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания края (Лопатин С. И.), министерство здравоохранения края принять меры по укреплению и сохранению здоровья школьников, максимальному охвату школьников горячим питанием, обеспечению бесплатным питанием детей из остронуждающихся семей; организовать краевой конкурс на лучшую организацию питания школьников в общеобразовательных учреждениях.
Утвердить прилагаемое Положение о краевом конкурсе на лучшую организацию питания школьников в общеобразовательных учреждениях.
8. Министерству строительства края (Ващишин С. А.) для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости учреждений образования, расположенных на территории Хабаровского края, ежегодно по состоянию на 1 января текущего года рассчитывать укрупненные средневзвешенные индексы на строительную продукцию, учитывающие рыночные удорожания, фактически сложившиеся при строительстве общеобразовательных объектов, и представлять их на утверждение межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве Правительства края.
9. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) осуществлять финансирование Мероприятий в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете по отрасли «Образование».
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкого С. А.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор, Председатель