Недействующий

Об Основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий на 2006-2008 годы в социальной сфере Хабаровского края (утратило силу с 25 ноября 2016 года)


     4.1. Развитие информационных технологий сферы образования


Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и затратную задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.

Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть максимально задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов краевой системы образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую региональную образовательную систему, интегрирующую все доступные образовательному учреждению информационные технологии, обеспечить переход педагогических и руководящих работников сферы образования к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.

На первом этапе одновременно с запуском, отладкой и развитием краевой информационной образовательной сети передачи данных будет разработано и утверждено положение о Хабаровской краевой образовательной информационной сети, будут созданы регламенты работы абонентов в сети, предполагается разработать и утвердить структуру краевых образовательных электронных ресурсов и требования к цифровым объектам регионального содержания.

Учитывая сложность проблемы развития региональной информационно-образовательной среды, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования края опыта работы с информационными технологиями. Необходимо выработать механизм, предполагающий экспериментальную проверку рекомендуемых для использования в учебных заведениях электронных учебных материалов.

Разработка и внедрение в образовательную практику деятельности краевых и муниципальных образовательных учреждений электронных средств поддержки и развития учебного процесса будет осуществляться как за счет средств федерального бюджета (в том числе в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования», частично финансируемого за счет средств займа МБРР), так и за счет средств краевого бюджета (поддержка Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта).

Электронная сетевая библиотека. Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных сетевых библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся.

В составе электронной сетевой библиотеки будут сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним посредством сетевых технологий. Принцип организации работы электронной сетевой библиотеки должен обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.

В целях оптимизации затрат на потребление внешнего трафика необходимо создание зеркальных серверов и порталов центральных образовательных ресурсов.

Образовательный портал. Ограниченность образовательных учреждений в получении информации является фактором, сдерживающим развитие системы образования, не позволяющим в полной мере задействовать научно-педагогический потенциал для решения актуальных задач в сфере образования края. Для решения указанной проблемы в перечне мероприятий предусматривается создание и информационное наполнение краевого образовательного портала.

Медиатеки. Будет продолжено создание и пополнение медиатек образовательных учреждений. Это особенно важно для образовательных учреждений, удаленных в силу территориальных особенностей расположения от культурной и информационной среды больших городов.

Средства сетевого тестирования и контроля знаний. В рамках работ по созданию краевой информационно-образовательной среды предусматривается интеграция в российскую систему сетевого тестового контроля (в том числе в ходе эксперимента по введению единого государственного экзамена).

Элементы дистанционного обучения. Для организации обучения (в том числе повышения квалификации учителей) с элементами дистанционного обучения будет создан комплект документов и материалов, регламентирующих индивидуальное обучение лиц, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение (в силу социальных, психологических, физиологических особенностей или других причин), но желающих получить образование в форме экстерната.

Организация обучения с элементами дистанционного обучения предусматривает:

- разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы территориально распределенных групп пользователей для организации единого учебного процесса;

- обеспечение интерактивности процесса обучения;

- создание региональных и вузовских центров коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием в режиме удаленного доступа.

В целях обеспечения надлежащего качества средств информационных технологий учебного назначения предусматриваются работы по созданию нормативных документов по стандартизации на региональном уровне информационных технологий, информационной поддержки образования, развития телекоммуникационных сетей, открытых систем, систем передачи, хранения и обработки данных, которые должны учитывать сложившуюся практику в этой области. Указанные работы будут осуществляться в рамках Федеральной программы развития образования и Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

В ходе реализации мероприятий по информатизации образования будет разработана система мер защиты учащихся от возможных негативных последствий ненормируемого использования компьютерной техники. В целях защиты созданной сети от несанкционированного доступа к ресурсам и документам, необходимо создание административного сегмента управления безопасностью сети, включающего в себя систему централизованного управления комплексом средств обнаружения вторжений, межсетевого экранирования, антивирусной защиты, активного мониторинга и т.д.

Общеобразовательные учреждения.

Информатизация общеобразовательных учреждений - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию с использованием информационных технологий.

В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса будет сформирован перечень необходимых федеральных и региональных электронных средств обучения с учетом интеграции их с учебными средствами на традиционных носителях. Разработка электронных учебных материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать такие педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами. Включение этих учебных материалов в учебный процесс современной школы обеспечит эффективное использование поставляемой в школы компьютерной и телекоммуникационной техники.

Предусматривается активное использование электронных учебных материалов и средств поддержки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для получения ими полноценного образования и необходимой специальной (коррекционной) помощи.

Предполагается развитие сетевых ресурсов для системы дополнительного образования детей по различным программам детского и юношеского творчества, укрепление материальной базы учреждений дополнительного образования, что особенно важно для проведения внеурочной работы со школьниками в сельских и удаленных школах.

В целях создания педагогически эффективной информационно-образовательной среды будет осуществлена разработка и экспериментальная проверка материалов для краевого образовательного портала, который должен содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения отдельных предметов, диагностические материалы и т.д.

Учреждения среднего и высшего профессионального образования.

С учетом специфики отдельных вузов и ссузов края и большого числа специальностей значительное количество учебных электронных материалов для обучающихся должно готовиться силами самих учебных заведений в соответствии с государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования и рассматриваться учебно-методическими объединениями в установленном порядке.

Роль координатора в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего и среднего профессионального образования будет выполнять региональный ресурсный центр Тихоокеанского государственного университета, на который возлагаются следующие задачи:

- обеспечение учета, регистрации и мониторинга региональных информационных образовательных ресурсов для профессиональной школы;

- изучение, создание и внедрение программных средств и технологий, используемых для создания электронных образовательных ресурсов для профессиональной школы, и организация доступа к ним;