Недействующий

Об Основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий на 2006-2008 годы в социальной сфере Хабаровского края (утратило силу с 25 ноября 2016 года)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Благодаря достижениям последних лет в области компьютерной техники, информационных технологий и методов управления радикально изменились подходы к задачам социального строительства.

Решение задач назначения и выплаты различных видов пособий, учета нуждающихся в оказании адресной социальной помощи и выплаты этой помощи, учета предоставления льгот различным категориям граждан, прогнозирование в области социальной политики - вот далеко не полный перечень задач, решаемых органами социальной защиты населения края с применением средств вычислительной техники.

Количество программных средств, разработанными и сопровождаемых министерством и эксплуатируемых в органах социальной защиты населения края, объемы информации, хранящейся на их файловых серверах увеличиваются ежегодно в 2-4 раза.

Также неуклонно растет количество средств вычислительной техники, находящихся в эксплуатации в органах и учреждениях социальной защиты населения края.

Применение новых современных информационных технологий, позволяющих более эффективно хранить и обрабатывать все возрастающие объемы информации, предъявляет к техническим средствам для обработки этой информации более высокие, чем ранее требования. Основным поставщиком информации для министерства являются органы социальной защиты населения городов и муниципальных районов края, и именно от их способности обеспечить своевременное заполнение необходимых баз данных достоверной информацией, провести их актуализацию, своевременно доставить необходимую информацию до руководства во многом зависит успешное решение задач, поставленных перед органами и учреждениями социальной защиты населения края.

В министерстве и в органах социальной защиты населения края активно используются средства вычислительной и организационной техники, связи и телекоммуникаций.

В городских и районных управлениях, комитетах и отделах социальной защиты населения развернуты и эксплуатируются локальные вычислительные сети на основе выделенных файловых серверов.

Оснащенность компьютерной техникой органов и учреждений социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов края в соответствии с решаемыми задачами составляет 60-70 процентов. Компьютерный парк состоит на 60 процентов из технических средств, находящихся на грани физического и морального старения, на которых решение поставленных задач затруднено. Поставка и обновление технических средств для выполнения стоящих перед органами социальной защиты населения края задач осуществляется как централизованно (путем поставки из министерства), так и самостоятельно (путем самостоятельной закупки муниципальными образованиями).

В настоящее время в министерстве и органах социальной защиты населения края находится в эксплуатации более 20 программных продуктов, разработанных отделом информатизации министерства.

Для формирования и ведения баз данных граждан, имеющих право на социальную поддержку и защиту, используется программное обеспечение как централизованной поставки («АРМ назначения и выплаты пенсий, ЕДВ и пособий»), так и собственных разработок министерства социальной защиты населения Хабаровского края (МСЗН) («Адресная социальная помощь», «Картотека пенсионеров», программы ведения баз ветеранов Великой Отечественной войны, «Ветеран труда», «Поиск пенсионеров», «Сверка данных о гражданах, имеющих право на льготы» и др.), причем прикладное программное обеспечение собственной разработки является доминирующим.

При разработке программных средств усилия министерства направлены на то, чтобы обеспечить полный и качественный учет льготников и граждан, нуждающихся в оказании помощи, без привязки к базам данных получателей пенсий, автоматизированный расчет и выплату пособий по нуждаемости, материальной помощи, компенсаций взамен предоставления льгот по любым направлениям выплаты.

Основными программными продуктами, разработанными министерством, являются программные комплексы «Адресная социальная помощь» и «Картотека пенсионеров».

Использование информации из баз данных указанных программных комплексов позволило без срывов провести работы по подготовке к осуществлению ежемесячной денежной выплаты, в кратчайшие сроки приступить к выполнению распоряжения Правительства Хабаровского края от 9 декабря 2004 г. № 212-рп «О создании регионального регистра граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку за счет средств краевого бюджета».

Данные программные продукты разработаны в формате DOS-приложений и работают на файл-серверной платформе. Это обусловлено еще и необходимостью стыковки программно-информационных интерфейсов прикладных программных комплексов, разрабатываемых министерством и эксплуатируемых органами социальной защиты населения края, и прикладных программных средств, находящихся в эксплуатации во взаимодействующих структурах (Пенсионный фонд Российской Федерации, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования, Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и т.д.).

Для оперативного формирования отчетных документов разного уровня разработан программный пакет «Система учета выполнения краевой целевой программы «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан», внедренный во всех городских и районных органах социальной защиты населения и обеспечивающий автоматизированный сбор и обработку отчетной информации из городских округов и муниципальных районов края.

Для формирования документов государственной статистической отчетности разработан программный пакет «Статистика».

Информация из баз данных органов социальной защиты населения муниципальных образований городов и районов края не реже одного раза в месяц, а в случае необходимости и чаще, передается в министерство для формирования краевых социальных баз данных. Информация по льготным категориям граждан регулярно передается в заинтересованные ведомства, учреждения и организации.

Для повышения оперативности передачи информации в 2000 году запущена в эксплуатацию корпоративная сеть обмена данными органов социальной защиты населения края, связавшая все районные и городские органы социальной защиты населения с министерством (за исключением отдела социальной защиты населения района имени Полины Осипенко).

Корпоративная сеть включает в себя сервер, выделенный канал связи «министерство - провайдер», коммутируемые каналы связи и станции связи (выделенные персональные компьютеры) в районных и городских органах социальной защиты населения.

Сервер корпоративной сети принадлежит министерству, территориально расположен в здании министерства. Администрирование корпоративной сети ведется отделом информатизации министерства.

Сеть предоставляет пользователям возможность файлового обмена (FTP-сервер) и электронную почту. Для работы в корпоративной сети большинством абонентов используются выделенные станции связи. Соединение осуществляется с помощью аналоговых модемов по коммутируемым телефонным линиям.

На настоящий момент в корпоративной сети имеется 132 клиента, из них 82 подключены к электронной почте, а 50 - клиенты FTP-сервера.

На сегодняшний день уровень защищенности информации, циркулирующей в корпоративной сети, обеспечивается провайдером, предоставляющим канал связи (ОАО «Дальсвязъ») за счет выделения фиксированного пула закрытых адресов, исключением возможности выхода в открытую сеть Интернет для IР-адресов, выделяемых районным и городским органам и учреждениям социальной защиты населения.

Министерством прилагаются усилия по повышению квалификации как администраторов баз данных органов социальной защиты населения, так и конечных пользователей прикладных программных продуктов, находящихся у них в эксплуатации. С этой целью на базе министерства (специально созданного компьютерного класса) не реже одного раза в год проводятся обучающие семинары и тренинги, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы и проблемы, возникающие в процессе эксплуатации как программных, так и аппаратных средств.

Опыт эксплуатации средств автоматизации и прикладного программного обеспечения, объединенных в корпоративной сети, в течение пяти лет показал ее эффективность в части обеспечения непрерывного и устойчивого взаимодействия органов управления и организаций социальной защиты населения края всех уровней.

Вместе с тем существует ряд проблем, ограничивающих эффективность работы системы социальной защиты населения края:

- нерегулярные и в недостаточных объемах поставки новой компьютерной техники;

- несоответствие части парка компьютерной техники требованиям современного системного и прикладного программного обеспечения;