Недействующий

ЗАКОН ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
№ 233 от 25.07.2000

О техническом учете объектов недвижимости на территории Хабаровского края

(с изменениями на 31.07.02)

____________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Законом Хабаровского края от 31.07.02 № 47
____________________________________________

____________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 28.04.04 № 176
____________________________________________________

     

Настоящий закон устанавливает общий порядок создания и ведения на территории Хабаровского края (далее - край) единой системы технического учета объектов недвижимости для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, обеспечения достоверности базы налогообложения, иных целей, предусматривающих использование результатов технического учета, а также административную ответственность за правонарушения в сфере технического учета объектов недвижимости.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые при техническом учете

Для идентификации и учета объектов недвижимости, подлежащих техническому учету в соответствии с настоящим законом, применяются следующие основные понятия:

1) объект недвижимости - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения;

2) первичный объект недвижимости - функционально самостоятельный и конструктивно единый объект недвижимости, состав которого обеспечивает его автономное существование и функционирование. Первичные объекты представлены следующими видами:

земельный участок сельскохозяйственного назначения - земельный участок, расположенный в зоне земель сельскохозяйственного использования, рассматриваемый как главное средство производства сельскохозяйственной продукции. Здания и сооружения, возведенные на таком участке, рассматриваются в качестве его принадлежностей, как главной вещи;

домовладение - совокупность принадлежащих гражданину на праве частной собственности жилого дома (коттеджа, дачи и т.п.), подсобных построек (гаража, сарая и т.п.), расположенных на определенном земельном участке, находящемся во владении, пользовании у соответствующего лица, на основании права собственности или на ином законном основании;

кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых и иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности;

здание - наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных;

пристройка - часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену;

сооружение - единичный результат  строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций (мосты, тоннели, эстакады, трубопроводы, автомобильные дороги и прочее);

объект незавершенного строительства - отдельно стоящее здание или сооружение со всеми относящимися к нему обустройствами, а также с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами, на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого должен быть составлен проект и смета, либо совокупность зданий и сооружений, имеющих общее технологическое или другое назначение, до момента регистрации акта приемки законченного строительством объекта в органах государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

Объектом незавершенного строительства считается также объект, построенный после 31 января 1998 года, на который имеется акт приемки законченного строительством объекта, но не прошедший государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;

3) вторичный объект недвижимости - оформленная в установленном порядке пространственная функциональная часть первичного объекта недвижимости (здания или сооружения), имеющая правовой статус, отличный от первичного объекта недвижимости, и обособленная от других объектов в хозяйственном и планировочном отношении, самостоятельно вовлекаемая в гражданский оборот. Вторичные объекты представлены следующими видами:

помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями;

инженерное оборудование объекта (основные виды):

подъемно-транспортные устройства (лифты, эскалаторы, транспортеры и прочее);

энергетические и тепловые распределительные устройства, устройства средств водообмена (силовые кабели, теплорегулирующие узлы и тепловые завесы, оборудование по перемещению сцен, занавесей, манежей, навесы для водообмена в бассейнах и трубопроводы к ним, кондиционеры и прочее);

4) земельный участок - часть поверхности земной коры, имеющая фиксированные границы, местоположение и правовой статус. Может выступать как в роли первичного объекта недвижимости, так и являться вторичным объектом недвижимости в составе имущественного комплекса, домовладений, кондоминиума;

5) технический учет (паспортизация и техническая инвентаризация) объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимости, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов;

6) техническая инвентаризация - комплекс работ  по проверке и определению на конкретную дату наличия, местоположения, размеров, назначения, фактического использования, состава, состояния и стоимости объекта, осуществляемых путем проведения плановых инвентаризаций объектов недвижимости с периодичностью не реже одного раза в пять лет, а также внеплановых обследований объектов недвижимости по мере выявления в них изменений;

7) восстановительная стоимость - стоимость объекта, учитывающая общественно необходимые затраты на воспроизводство копии объекта недвижимости, определенные в текущих рыночных ценах, сложившихся в строительстве на дату оценки;

8) инвентаризационная стоимость - стоимость объектов недвижимости, определяемая на основании восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения фактического физического износа объекта на дату оценки;

9) кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права;

10) инвентарное дело - совокупность документов унифицированного формата, характеризующих историю возникновения и изменения объекта недвижимости по данным технического учета, в результате которых он получит характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества;

11) государственный (муниципальный) заказ - задание по планомерному техническому учету объектов недвижимости всех форм собственности, заключающееся в выполнении первичного учета и текущих изменений, обеспеченное финансированием из бюджетных средств и других источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Статья 2. Обязательность технического учета объектов недвижимости

1. Объекты недвижимости, находящиеся на территории края или вовлекаемые в гражданский оборот, подлежат обязательному техническому учету.

2. Технический учет объектов недвижимости ведется с использованием единой методики сбора и получения, обработки, фиксации, хранения информации, внесения в нее изменений и выдачи пользователям результатов учета.

3. Технический учет объектов недвижимости, указанных в настоящем законе, является необходимым условием для формирования Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания и ведения Единого государственного перечня объектов недвижимости, находящихся на территории края.

4. Ведение технического учета объектов недвижимости производится в формах и Реестрах унифицированного формата, утверждаемых Правительством Российской Федерации, другими уполномоченными органами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статья 3. Цели создания единой системы технического учета объектов недвижимости

Создание единой системы технического учета объектов недвижимости осуществляется в целях:

систематизации и актуализации данных об объектах недвижимости;

обеспечения необходимых условий осуществления государственного учета жилищного фонда;

создания необходимых условий для выполнения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

защиты прав и интересов собственников и владельцев на принадлежащие им объекты недвижимости;

создания правовых и организационно-экономических условий для функционирования, регулирования и развития рынка недвижимости на территории края;

создания единой автоматизированной системы учета объектов недвижимости в целом по краю, муниципальному образованию, населенному пункту, включающей в себя их технико-экономические и правовые характеристики;

эффективного управления объектами недвижимости;

ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;

определения и конкретизации показателей объектов судебных и административных споров, связанных с объектами недвижимости;

восстановления технической документации по объектам недвижимости в случае ее повреждения или утраты;

определения технического состояния объектов недвижимости;

установления лиц, ответственных за содержание и эксплуатацию объектов недвижимости;

обеспечения органов государственной власти края и органов местного самоуправления информацией технического учета объектов недвижимости при создании градостроительного и земельного кадастров территории.

Статья 4. Основные принципы технического учета объектов недвижимости

1. Технический учет подразделяется на первичный (техническая паспортизация) и текущий (техническая инвентаризация).

2. Первичный технический учет проводится организациями технической инвентаризации в ходе приемки объекта в эксплуатацию.

При первичном техническом учете объектов недвижимости составляется в установленном порядке технический паспорт по унифицированной форме, графическая и другая стандартизированная учетно-техническая документация, присваиваются инвентарный, реестровый, кадастровый номера, Вся информация об объекте недвижимости вносится на конкретную дату в Единый государственный перечень объектов недвижимости, находящихся на территории края.

3. Порядок проведения технического учета определяется законодательством, а также нормативно-технической документацией.

4. Данные технической паспортизации и технической инвентаризации носят учетный характер и не имеют юридической силы. Юридическую обособленность конкретному объекту недвижимости придает факт его регистрации в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем внесения записи в соответствующий реестр.

5. Если приемка объекта в эксплуатацию не производилась, а он эксплуатируется, то объект квалифицируется как самовольная постройка и на него составляется технический паспорт.

6. Работы по выполнению технического учета объектов недвижимости и предоставление информации по его результатам являются платными, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

7. Периодичность регистрации текущих изменений (плановой технической инвентаризации) всех объектов недвижимости должна составлять не менее одного раза в пять лет, за исключением индивидуальных домовладений, регистрация текущих изменений которых должна осуществляться организациями технической инвентаризации и по инициативе домовладельцев при:

совершении сделок с объектами недвижимости;

реконструкции, расширении, сносе и прочих изменениях объектов недвижимости;

личной заинтересованности домовладельцев в проведении технической инвентаризации и определения в ходе ее физического износа и инвентаризационной стоимости объекта, используемых при определении налога на имущество физических лиц и в иных целях.

Собственники индивидуальных домовладений обязаны информировать организации технической инвентаризации о всех случаях переоборудования, перепланировки в жилых зданиях, строительстве, сносе и других изменениях, проведенных ими на земельном участке.

8. Проведение первичного технического учета (технической паспортизации) и плановой технической инвентаризации государственного, муниципального, общественного жилищного фонда в целом осуществляется за счет средств собственника (владельца) этого фонда, независимо от наличия в нем квартир, комнат, находящихся в собственности (владении) граждан.

9. Первичный учет и плановая техническая инвентаризация иных объектов недвижимости проводится организациями технической инвентаризации также за счет средств собственников (владельцев) объектов недвижимости.

10. Внеплановая техническая инвентаризация всех объектов недвижимости, проводимая организациями технической инвентаризации, включая жилые помещения, собственниками (владельцами) которых являются граждане, в том числе при перепланировке помещения, совершении сделок, осуществляется по инициативе и за счет собственников (владельцев) этих объектов (помещений).

Внеплановая техническая инвентаризация  проводится по заявкам собственников (владельцев) объектов недвижимости.

11. Срок действия выписки из технического паспорта и справок для предоставления в различные структуры - три месяца.

12. Данные инвентарного дела на объект недвижимости, внесенные в соответствующий государственный Реестр, и кадастровый номер, присвоенный этому объекту недвижимости, считаются истинными до момента их изменения в установленном порядке и являются доказательством существования объекта на дату учета или дату текущего обследования для проведения регистрации прав.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА И ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ТЕХНИЧЕСКОМУ УЧЕТУ

Статья 5. Организации, уполномоченные на выполнение технического учета объектов недвижимости

1. Технический учет объектов недвижимости в крае осуществляется краевой государственной и муниципальными организациями технической инвентаризации.

2. Методическое обеспечение организаций технической инвентаризации осуществляет краевая государственная организация технической инвентаризации.

Порядок создания, структура и статус, принципы размещения краевой государственной организации технической инвентаризации и ее подразделений определяются Главой Администрации края.

3. Организации технической инвентаризации проводят технический учет объектов недвижимости в соответствии с федеральным и краевым законодательством, настоящим законом и уставом (положением), определяющим их права и обязанности.

4. Порядок взаимодействия организаций технической инвентаризации на территории края с целью создания единой системы технического учета и его контроля определяется Главой Администрации края.

5. Основными функциями организаций технической инвентаризации являются:

проведение технического учета регистрируемых объектов недвижимости и определение их инвентаризационной стоимости;

присвоение объектам недвижимости инвентаризационных, реестровых и кадастровых номеров;

государственное хранение архивов по техническому учету объектов недвижимости;

выдача информации и документов об учтенных объектах недвижимости;

выполнение иных работ по поручению органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

6. Организации технической инвентаризации получают от органов государственной власти края и органов местного самоуправления помещения для размещения архивов и выполнения возложенных функций, отвечающие нормативным требованиям Федеральной архивной службы Российской Федерации для обеспечения учета и сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации.

7. Организации технической инвентаризации и их должностные лица несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представляемой информации об учтенных объектах, а также за полноту, достоверность и сохранность информационной базы на объекты недвижимости в соответствии с законодательством.

8. Работы по выполнению технического учета объектов недвижимости выполняются специалистами организаций технической инвентаризации после прохождения ими аттестации и получения по ее результатам удостоверений.

Статья 6. Объекты недвижимости, подлежащие техническому учету

Объектами недвижимости, подлежащими техническому учету в порядке, установленном настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края, являются:

1) единый комплекс недвижимого имущества гражданского назначения, включающий земельный участок в установленных границах и расположенные на нем жилые и нежилые здания, сооружения основного назначения, иные объекты недвижимости с принадлежащими им пристройками, служебными постройками и сооружениями независимо от количества собственников и владельцев, домовладения, кондоминиумы;

2) здания жилого и различного нежилого назначения, возведенные на необособленном земельном участке;

3) здания, сооружения, возведенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения;

4) здания и сооружения производственного назначения;

5) складские здания и сооружения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»