Правительство Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 24 марта 2003 г. № 7-пр
Об итогах исполнения бюджета края в 2002 году, о мерах по реализации Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" и о задачах по мобилизации доходов на 2003 год
(с изменением на 16.09.03)
_______________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.09.03 № 25-пр
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края от 15.03.04 № 13-пр
_______________________________________________________________
Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства края - министра финансов края Кацубы А. С. об исполнении бюджета края в 2002 году и о задачах по исполнению бюджета края на 2003 год, Правительство Хабаровского края отмечает следующее.
Исполнение бюджета края в 2002 году осуществлялось в сложных экономических условиях, сложившихся из-за нестабильности тарифов на продукцию естественных монополий, структурной перестройки ключевых отраслей экономики, не благоприятных внешнеэкономических факторов.
Правительству края предстояло не только обеспечить продолжение экономического роста, но и увеличить налоговую базу, которая позволила бы восполнить выпадающие доходы в связи с дальнейшей их централизацией в федеральном бюджете и снижением объемов налогов на бюджетообразующих для края предприятиях.
В 2002 году валовой выпуск продукции, объем выполненных работ, оказанных услуг отраслями экономики Хабаровского края составил 207 млрд. рублей. По сравнению с 2001 годом достигнут прирост промышленного производства на 6 процентов, валовой продукции сельского хозяйства - на 3,4 процента, оборот розничной торговли на 11,5 процента, грузооборот транспорта-на 6,8 процента. Объемы инвестиций в основной капитал увеличились на 19 процентов.
Взвешенная и последовательная политика Правительства края в области экономики, направленная на интенсификацию производственного сектора и укрепление финансов, позволила выполнить контрольные показатели по мобилизации доходов бюджета и обеспечить финансирование предусмотренных расходов по всем приоритетным направлениям.
С учетом роста основных показателей, формирующих налоговую базу, в целом на территории края в 2002 году собрано финансовых ресурсов в сумме 41,2 млрд. рублей, или на 25 процентов больше, чем в 2001 году. Собственные доходы бюджета Хабаровского края, включая доходы целевых бюджетных фондов и до ходы от предпринимательской деятельности, составили 15,7 млрд. рублей и возросли на 15 процентов по сравнению с 2001 годом.
Наибольший прирост платежей в бюджет к уровню прошлого года обеспечен предприятиями отраслей цветной металлургии, транспорта, электроэнергетики, связи.
Взаимодействие всех структур Правительства края позволило сохранить право на реструктуризацию большинству предприятий. В 2002 году дополнительно поступило в бюджет края 637 млн. рублей реструктуризированной задолженности.
Обеспечено своевременное финансирование заработной платы работникам бюджетной сферы и программ социальной защиты населения края, полностью профинансированы мероприятия государственной поддержки топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и социального развития.
В 2002 году выполнен первый этап реализации Программы реформирования региональных финансов. Продолжает развиваться казначейская система исполнения бюджета края, в 2002 году обеспечено полное зачисление налогов и сборов через единый счет, что позволяет осуществлять мониторинг исполнения доходов бюджета края. Продолжается работа по упорядочению системы учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств краевого бюджета.
Вместе с тем имеют место серьезные недостатки. Не обеспечили выполнение годового задания по мобилизации доходов в бюджет края Советско-Гаванский и Солнечный районы края на 18,6 и 10 млн. рублей соответственно. В районах не организована работа по сбору в бюджет начисленных налогов. При планируемом уровне собираемости налогов 91 процент в Советско-Гаванском районе налоги собираются лишь на 84,1 процента, в Солнечном районе - на 84,4 процента.
В муниципальных образованиях г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, г. Амурска с Амурским районом, г. Бикина и Бикинского района, Ульчского района при формировании и исполнении местных бюджетов не соблюдались требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Хабаровского края. Органами местного самоуправления допускались нарушения действующего бюджетного законодательства. В результате имеет место нецелевое использование бюджетных средств, в том числе полученных из краевого бюджета, отвлечение доходов местных бюджетов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, занижение объема собственных доходов бюджетов на суммы доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, потери доходов за счет необоснованного предоставления льгот по налогам.
Не выполнили задание по мобилизации доходов в бюджет края предприятия пищевой промышленности, черной металлургии, легкой промышленности.
Экономика жилищно-коммунального хозяйства остается по-прежнему высокозатратной, продолжает действовать неэффективная финансовая и ценовая политика, отсутствуют экономические стимулы снижения издержек, высок уровень потерь ресурсов. Вследствие этого убытки по сравнению с 2001 годом увеличились на 33 процента.
Затягивается работа по проведению инвентаризации дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которая не сокращается и составляет 3,3 млрд. рублей.
Главами г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканского районов не выполнено установленное на 2002 год задание по мобилизации доходов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства за оказанные услуги.
Главами муниципальных образований городов и районов края, руководителями учреждений образования не обеспечивается потребность населения в расширении спектра дополнительных образовательных услуг. В Аяно-Майском, Ванинском, Вяземском, им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканском районах ни одно учреждение образования не оказывает платных образовательных услуг. Учреждениями культуры не полностью используются резервы по мобилизации финансовых средств, доля бюджетных ассигнований в общей сумме расходов составляет 88 процентов.
Ежегодно увеличиваются расходы бюджета на лекарственное обеспечение льготных категорий населения края, существующая система организации такого обеспечения не налажена, что приводит к обострению ситуации.
Администрацией г. Хабаровска (Соколов А. Н.) не обеспечивается погашение задолженности по выплате детских пособий за 1998 - 1999 годы, по состоянию на 1 января 2003 г. эта задолженность составляет 57 млн. рублей. Не финансируются расходы по приобретению топлива для населения, проживающего в частном секторе. Требуют дальнейшего совершенствования политика предоставления социальных льгот, конкретные меры по подготовке к переходу на выплату адресных пособий, подушевому бюджетному финансированию, активизация привлечения средств граждан и предприятий в социальную сферу.
Важнейшей задачей бюджетной политики Правительства края в 2003 году является поддержание макроэкономической сбалансированности экономики. Изменение налогового законодательства, структурные преобразования в базовых отраслях экономики, осуществляемые на федеральном уровне, направлены на сокращение объема собственных финансовых ресурсов края.
В целях обеспечения мер по реализации Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", исполнения доходов бюджета, совершенствования методов налогового администрирования, повышения эффективности управления государственными активами, рационального использования бюджетных ресурсов Правительство края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
3. Принять к сведению информацию заместителя Председателя Правительства края - министра финансов края Кацубы А. С. об исполнении бюджета края в 2002 году и о задачах по мобилизации доходов на 2003 год.
2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Контрольные показатели:
по мобилизации доходов в бюджет Хабаровского края на 2003 год;
по мобилизации доходов в бюджет Хабаровского края в разрезе отраслей экономики края на 2003 год;
по мобилизации доходов в Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования на 2003 год;
по мобилизации доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 2003 год по главным распорядителям средств краевого бюджета;
по мобилизации доходов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, за оказанные услуги на 2003 год с учетом 90-процентного уровня сбора начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги;
по возврату средств, выделенных из краевого бюджета в 2002 году для приобретения топлива центральным и южным районам края;
по возврату бюджетных кредитов, выделенных из краевого бюджета в 2001 - 2002 годах на осуществление завоза в северные районы края.
2.2. Мероприятия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Хабаровского края.
3. Руководителям министерств края, иных органов исполнительной власти края, главам муниципальных образований городов и районов края, Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (Полушкин Г. Н.) обеспечить выполнение контрольных показателей, утвержденных настоящим постановлением.
4. Заместителю Председателя Правительства края - министру финансов края Кацубе А. С. в месячный срок утвердить:
4.1. Координационный план по обеспечению выполнения контрольных показателей по мобилизации доходов и повышению собираемости налогов в 2003 году.
4.2. Помесячную разбивку контрольных показателей по мобилизации доходов в бюджет края на 2003 год.
5. Главам муниципальных образований городов и районов края:
5.1. Обеспечить проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности муниципальных жилищно-коммунальных предприятий, сложившейся на 1 января 2003 г. Представить материалы инвентаризации в министерство топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края до 1 мая 2003 г.
5.2. Предусматривать в расходах бюджетов муниципальных образований городов и районов края средства на расчеты бюджетных учреждений за коммунальные услуги в пределах установленных лимитов потребления и возмещение разницы в тарифах для населения на жилищно-коммунальные услуги.
5.3. Не допускать отвлечение доходов местных бюджетов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, кроме фондов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
5.4. Направлять в 2003 году не менее 40 процентов собственных доходов, поступивших в бюджеты муниципальных образований городов и районов края, для обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.
5.5. Направлять в 2003 году плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, поступившую в бюджеты муниципальных образований городов и районов края, на финансирование мероприятий по охране окружающей среды.
5.6. Направлять средства, предусмотренные в 2003 году на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на:
- 50-процентную скидку по оплате за топливо для населения (уголь, дрова, нефтепродукты);
- 50-процентную скидку по оплате за пользование коллективной антенной;
- бесплатный проезд на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного сообщения;
- бесплатное изготовление зубных протезов;
- 50-процентную скидку по абонентской плате за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
5.7. Поступающую в бюджеты муниципальных образований городов и районов края компенсацию выпадающих доходов от предоставления населению субсидий и льгот распределять по предприятиям пропорционально начисленным суммам.
5.8. Обеспечить в 2003 году возврат предприятиями пищевой и рыбной промышленности централизованных кредитов, выданных в 1992 - 1994 годах, по которым отсрочка погашения задолженности федеральным законодательством не предусмотрена.
5.9. Уточнить расходы местных бюджетов по соответствующим отраслям на финансовую помощь, полученную из краевого бюджета в виде бюджетных ссуд на финансирование дополнительных расходов по индексации заработной платы работникам бюджетной сферы в 2002 году. Министерству финансов края учесть их при взаимных расчетах.
5.10. Совместно с представительными органами местного самоуправления принять меры по приведению в срок до 1 июня 2003 г. уставов муниципальных образований, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
5.11. Обеспечить целевое использование средств, поступающих из краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований городов и районов края.
6. Мэру г. Хабаровска Соколову А. Н. обеспечить в 2003 году погашение задолженности по выплате детских пособий за 1998 - 1999 годы и погашение расходов по реализации топлива населению города, проживающему в частном секторе.
7. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.) совместно:
7.1. С отраслевыми министерствами края до 1 мая 2003 г. проанализировать производственные и финансовые показатели отраслей, не выполнивших задания по мобилизации доходов и допустивших рост задолженности в бюджет края в 2002 году. По результатам анализа определить меры по обеспечению выполнения задания в 2003 году.
7.2. С министерством природных ресурсов края (Почеревин Г. Е.) до 1 мая 2003 г. проанализировать налоговую эффективность предприятий рыбной промышленности, с учетом этого довести до предприятий отрасли контрольные показатели по мобилизации доходов в бюджет края на 2003 год и обеспечить их выполнение.
7.3. С министерством финансов края (Кацуба А. С.) до 1 июня 2003 г. разработать комплекс оценочных показателей производственного потенциала отраслей, применяемого для формирования налоговой базы, и определения контрольных показателей по мобилизации доходов бюджета. По результатам проведенного анализа внести предложения по уточнению контрольных показателей мобилизации доходов на 2003 год.
7.4. С министерством топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края (Сливко В. М.), министерством финансов края, в координации с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю до 1 мая 2003 г. определить механизм налогообложения акцизов на нефтепродукты, позволяющий максимально сохранить налоговую базу по этому налогу на территории края.
8. Министерству имущественных отношений края (Громова Г. А) совместно с отраслевыми министерствами края до 1 мая 2003 г. провести анализ использования государственной собственности края на краевых государственных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах с долей краевой собственности и определить меры по увеличению доходов от имущества края.
9. Управлению внутренних дел Хабаровского края (Баранов В. А.) разработать порядок учета начисления и поступления штрафов, налагаемых в административном порядке, установить контроль за полнотой поступления их в бюджет края. Поступившие штрафы направлять на финансирование управления внутренних дел Хабаровского края в пределах утвержденного бюджета.
10. Заместителю Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкому С. А. проанализировать сложившийся порядок формирования доходов учреждениями и организациями бюджетной сферы края от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности и с учетом этого до 1 мая 2003 г. внести предложения по уточнению контрольных показателей.
11. Министерству финансов края:
11.1. В I квартале 2003 г. разработать правила финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий населению за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
11.2. Списать задолженность муниципальных образований городов и районов края по бюджетным ссудам согласно приложению к настоящему постановлению.
11.3. При невыполнении администрациями городов и районов края установленных контрольных показателей по возврату бюджетных кредитов, выданных на приобретение топлива, направлять в погашение указанных кредитов средства по межбюджетным расчетам, предусмотренные Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год".
11.4. В 2003 году направлять 50 процентов поступивших в краевой бюджет сумм платы за пользование водными объектами на финансирование водохозяйственных объектов, предусмотренных в Перечне объектов капитального строительства, финансируемых в 2003 году за счет средств краевого бюджета.
11.5. До 15 апреля 2003 г. утвердить задание на 2003 год по возврату предприятиями пищевой и рыбной промышленности централизованных кредитов, выданных в 1992 - 1994 годах, по которым отсрочка погашения задолженности федеральным законодательством не предусмотрена, и довести до министерств края, иных органов исполнительной власти края.
11.6. В срок до 1 июня 2003 г. разработать порядок реструктуризации задолженности по кредитам, выданным на завоз продукции в северные районы края в 1994-2002 годах.
11.7. До 15 апреля 2003 г. подготовить проект постановления Губернатора края "Об организации работы по реструктуризации задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах".
11.8. Осуществлять выделение средств краевого бюджета на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2003 г., по объектам капитального строительства и капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства по представлению министерством строительства края и министерством жилищно-коммунального хозяйства края актов сверок взаимной задолженности между заказчиками и подрядчиками.
Пункт 11.8 изменен - Постановление Правительства Хабаровского края от 16.09.03 № 25-пр - См. предыдущую редакцию
11.9. Совместно с министерством здравоохранения края (Савкова В. М.), Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (Халилов Н. Д.), главами муниципальных образований городов и районов края:
11.9.1. В срок до 15 апреля 2003 г. заключить соглашения на муниципальные заказы-задания на предоставление медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях на 2003 год.
11.9.2. Осуществлять совместный контроль за планированием и использованием финансовых средств, направляемых на территориальную программу обеспечения бесплатной медицинской помощью населения края.
12. В целях совершенствования информационного обеспечения в доступе негосударственных поставщиков на рынок бюджетных услуг министерствам края, иным органам исполнительной власти края, осуществляющим лицензирование не государственных поставщиков бюджетных услуг по образованию, здравоохранению и социальной политике, в срок до 1 июля 2003 г. разместить в нормативно-правовой базе "Консультант Плюс" официальную информацию "Негосударственные заведения Хабаровского края".
13. Министерству топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края:
13.1. Установить контроль за выполнением показателей по мобилизации доходов жилищно-коммунального хозяйства за оказанные услуги на 2003 год, ежемесячно подводить итоги их выполнения и ежеквартально проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунального хозяйства городов и районов края.
13.2. В срок до 1 мая 2003 г. представить на утверждение Губернатора края краевой стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям городов и районов края.
13.3. В срок до 1 мая 2003 г. внести предложения по созданию единого заказчика по проведению капитального ремонта на объектах жилищно-коммунального хозяйства, финансируемого за счет средств краевого бюджета.
13.4. Совместно с министерством финансов края:
13.4.1. До 1 мая 2003 г. разработать порядок формирования и расходования средств краевого бюджета на проведение капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства края с учетом централизации поставок материально-технических ресурсов.