(с изменениями на 12.09.03)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.09.03 N 23-пр
________________________________
_______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края от 13 апреля 2006 года N 52-пр
_______________________________
Топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство являются базовыми отраслями экономики края, которыми в 2002 году произведено продукции и оказано услуг на сумму более 15 млрд. рублей, что составляет около 17 процентов от общего объема валового выпуска товаров и услуг.
Основные работы по подготовке топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края к осенне-зимнему периоду 2002/2003 года были выполнены при отсутствии достаточного финансирования в условиях постоянного роста цен на топливо, железнодорожные перевозки и материальные ресурсы.
Главное внимание уделялось своевременному и качественному выполнению ремонтных работ, завозу и накоплению топлива, снижению издержек, экономии топливно-энергетических ресурсов.
На выполнение плана предзимних мероприятий на предприятиях энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края за счет всех источников финансирования направлено около 9 млрд. рублей.
Это позволило подготовить оборудование теплоэлектроцентралей, дизельных электростанций, отопительных котельных, тепло- и электросетевое хозяйство к прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок, завезти и накопить необходимый запас топлива на теплоэлектроисточниках, своевременно осуществить северный завоз.
За одиннадцать месяцев 2002 года всеми энергоисточниками края выработано более 7 млрд. кВт/ч электроэнергии, отпущено тепла около 15 млн. Гкал. Переработка нефти в крае в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6 процентов и составила 6,5 млн. тонн. Добыча угля возросла на 16 процентов и достигла 2,4 млн. тонн.
Обеспечивается устойчивое снабжение потребителей углем и нефтепродуктами.
Предприятиями и организациями топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства на 1 декабря 2002 г. мобилизовано доходов в бюджет края более 1,5 млрд. рублей, что на 37 процентов больше уровня прошлого года.
Приоритетными задачами, стоящими перед отраслью жилищно-коммунального хозяйства края является снижение затрат на производство услуг, уменьшение бюджетного финансирования с одновременной реализацией мероприятий по социальной защите населения и повышения качества оказываемых услуг.
В целях сокращения затрат осуществляется перевод поселков на централизованное электроснабжение, а муниципальных котельных - на использование местного угля и газа, закрытие малоэффективных котельных, замена устаревшего теплоэнергетического оборудования на современное более экономичное. Проводятся работы по оптимизации систем и схем теплоснабжения городов и населенных пунктов края, а также по устройству и наладке воднохимических режимов котельных.
В области ценообразования на жилищно-коммунальные услуги в крае проводится поэтапный переход на новые условия оплаты услуг населением.
Действующая тарифная политика предопределяет поиск путей снижения издержек и внедрения энергосберегающих мероприятий. За последние годы в крае наметилась тенденция к интенсификации энергосберегающей политики. Широко реализуются энергосберегающие проекты и работы на объектах промышленного производства, в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Экономия от энергосберегающих мероприятий за 11 месяцев 2002 г. на объектах бюджетной сферы края составила около 125 млн. рублей, на предприятиях промышленности и транспорта - около 30 млн. рублей.
В целях более эффективного использования бюджетных средств в текущем году осуществлен полный переход на централизованную поставку по конкурсной основе для коммунальных нужд и социальной сферы топочного мазута, дизельного топлива и угля.
Однако, несмотря на большую предсезонную подготовку, отопительный сезон не во всех районах края начался организовано. Начало отопительного сезона свидетельствует о нарушениях технологической дисциплины, недостаточном контроле со стороны руководителей и инженерно-технических работников открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго", предприятий жилищно-коммунального хозяйства и глав муниципальных образований городов и районов края за работой теплоэнергетических объектов.
В г. Хабаровске несвоевременно был подключен к отоплению ведомственный жилой фонд и дома предприятий-банкротов. В Советско-Гаванском районе к началу отопительного сезона не были подготовлены котельная и жилые дома поселка Бяудэ.
Руководителями муниципальных образований Амурского, Бикинского, Ульчского районов недостаточное внимание уделяется обеспечению топливом населения. В г. Хабаровске постоянно не исполняется более 3 тыс. заявок на поставку угля населению.
В открытом акционерном обществе энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" имели место остановки энергоблоков, теплоэнергетического оборудования, а также аварийные ситуации на магистральных теплосетях.
В энергосистеме в настоящее время эксплуатируется значительное количество физически и морально устаревшего оборудования. Износ основных фондов производственного назначения достиг почти 50 процентов.
Из 850 км магистральных тепловых сетей энергосистемы 60 км (7 процентов) находятся в предаварийном состоянии и 170 км (20 процентов) в неудовлетворительном техническом состоянии со сроком эксплуатации, превышающим нормативный. Проводимые ежегодно объемы работ недостаточны. В 2002 году капитально отремонтировано около 18 км теплотрасс, тогда как их техническое состояние требует проводить замену не менее 25 км в год.
Негативное влияние на финансовое состояние ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" оказывает крайне неудовлетворительная энергосбытовая деятельность. Высока доля неучтенного потребления электрической и тепловой энергии, только по этой причине в сельской местности энергосистема в 2002 году не дополучила около 100 миллионов рублей.
В работе с потребителями по-прежнему отсутствуют деловые партнерские отношения, которые зачастую строятся с позиции монополиста. Без детального изучения платежеспособности клиентов, поиска взаимовыгодных условий сотрудничества потребителям навязываются неприемлемые договорные условия. Применяемые санкции по отключению потребителей не всегда результативны, поскольку еще в большей степени усугубляют финансовое положение обеих сторон.
Сложилась острая конфликтная ситуация в работе с муниципальными предприятиями электрических и тепловых сетей, которые из-за низкого уровня платежей за услуги транспортировки энергии доведены до критического финансового состояния, причем всю ответственность, в том числе и за свои коммерческие потери, энергосистема перекладывает на муниципальные предприятия.
Коммунальная энергетика и жилищное хозяйство края за последние годы почти утроили объемы основных фондов за счет приема в муниципальную собственность ведомственных котельных, дизельных электростанций, инженерных сетей и жилищного фонда.
Сложное финансовое состояние жилищно-коммунального хозяйства края не позволяет своевременно восстанавливать основные фонды, в результате снижается устойчивость функционирования систем жизнеобеспечения населения. В настоящее время износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, около 20 процентов основных фондов полностью отслужили свой срок.