6.1. Среди характерных особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы, что, в конечном счете, отражается на уровне тарифов на жилищно-коммунальные услуги,, важное место отводится вопросам нормирования труда и определения расходов на оплату труда работников в составе себестоимости жилищно-коммунальных услуг.
6.1.1. Численность основного производственного персонала большинства жилищно-коммунальных предприятий определяется не посредством объемов производимой продукции, оказываемых услуг, а количеством и режимом работы подлежащих обслуживанию агрегатов, оборудования инженерных систем и других рабочих мест.
6.1.2. В связи с этим труд основного персонала жилищно-коммунальных предприятий вследствие технологической невозможности или нецелесообразности применения современных, прогрессивных форм оплачивается зачастую по традиционной повременно-премиальной системе.
Тем не менее с переходом к рыночной экономике государство вместо прямого централизованного определения оплаты труда работников жилищно-коммунальных предприятий стремится силами муниципальных органов управления на основе рекомендаций Госстроя России исправить такое положение.
6.2. В соответствии с действующим законодательством все предприятия и организации, в том числе государственные и муниципальные, самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и окладов, устанавливают стимулирующие виды доплат и надбавок.
6.3. Тарифная система организации заработной платы является одной из самых распространенных моделей оплаты труда. Основными элементами системы являются:
тарифные ставки (должностные оклады);
тарифно-квалификационные характеристики.
6.3.1. Тарифные ставки (должностные оклады) - выраженная в денежной форме абсолютная стоимость труда различных категорий работников (рабочие, руководители, специалисты, служащие) в единицу времени (час, день, месяц). Размер тарифной ставки возрастает по мере увеличения разряда.
6.3.2. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, которые устанавливаются в соответствии с должностью и квалификацией.
6.4. Для формирования, планирования и учета затрат по статье «Заработная плата» необходимо:
6.4.1. Определять нормативную численность работающих по каждому виду работ и выполняемых функций.
6.4.2. Определять квалификационный состав работающих также по видам работ и выполняемых функций, закрепив его штатным расписанием.
6.4.3. Определять формы и системы оплаты труда, тарифные коэффициенты, тарифные ставки (через тарифные коэффициенты и ставку рабочего 1 разряда, принятую тарифным соглашением или коллективным договором).
6.5. Расчет нормативной численности является важной частью подготовительной работы при планировании затрат на оплату труда, что в свою очередь позволяет определять и устанавливать наиболее оптимальные формы и системы оплаты труда, стимулирующие выполнение установленного объема работ надлежащего качества.
Затраты труда (как ручного, так и механизированного) на жилищно-коммунальные услуги должны определяться на основании норм и нормативов, что впоследствии позволит рассчитать нормативные расходы на оплату труда как статьи экономически обоснованного тарифа на жилищно-коммунальные услуги. При этом рекомендуется руководствоваться отраслевыми и межотраслевыми нормативными документами, которые могут быть использованы и как стандарты при проведении экспертизы тарифов.
6.6. В соответствии с действующей концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве основанием доля разработки и утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в части норм и оплаты труда следует считать:
Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие) (приказ Госстроя России от 31 марта 1999 г. №81 и постановление ЦК профсоюза от 5 мая 1999г. N 16);
Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и рабочих тепловых сетей (приказ Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65);
Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства (приказ Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66);
Рекомендации по определению численности работников службы заказчика (организация по управлению жилищным фондом) (приказ Госстроя России от 24 марта 1999 г. №74);
Рекомендации по нормированию труда по содержанию и ремонту жилищного фонда (приказ Госстроя России от 9 декабря 1999 г. N 139):
Часть I. Нормы времени и нормы обслуживания на работы по благоустройству и обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий;
Часть II. Нормы времени и нормы обслуживания внутридомового инженерного оборудования;
Часть III. Нормы времени и нормы обслуживания на работы по ремонту конструктивных элементов жилых зданий;
Часть IV. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих муниципальных организаций, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда;
Рекомендации по определению нормативной численности работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автотранспорта и строительных машин на предприятиях и в жилищно-коммунальных организациях (приказ Госстроя России от 1 октября 1999 г. № 69);
Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда (приказ Госстроя России от 22 августа 2000 г. N 191);