2.1. Основными целями Регулирующего органа являются:
формирование на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
социальная защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилья и коммунальных услуг;
смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
защита экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов;
обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства и минимизации тарифов;
создание механизма согласования интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
2.2. Основными задачами Регулирующего органа являются:
организация и осуществление регулирования цен (тарифов) на товары, работы и услуги жилищно-коммунального назначения, поименованные в приложениях 1; 2 к постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. № 17, в соответствии с федеральными законами от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 14 апреля 1995 г. № 43-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в российской Федерации», Законом Хабаровского края от 29 июня 1996 г. №48 «Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае», постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг», от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также постановлением Губернатора края от 30 апреля 2002 г. № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае»;
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
2.3. В соответствии с основными задачами Регулирующий орган выполняет следующие функции:
-определение порядка разработки, рассмотрения и утверждения тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, согласно приложениям 1,2 к постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г № 17;
утверждение в пределах своей компетенции:
- методических указаний о порядке расчета тарифов, цен и размеров платы за услуги;
- системы показателей и информационных данных, представляемых в Регулирующий орган хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность
- норм и нормативов, используемых при экономическом обосновании расчетных величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов;
контроль за установлением цен (тарифов) на поставку товаров и услуг в жилищно-коммунальной сфере для населения, путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий и прибыли для формирования цен (в целях обеспечения объективности оценки обоснованности расчетов Регулирующий орган или хозяйствующий субъект может привлекать независимых экспертов (экспертную организацию) для проведения финансового аудита экономического обоснования тарифов как элемента регулирования и контроля за ценообразованием).
Процедуры проверки цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги определяются на основании Примерного порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края;
анализ соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъектов (численность рабочих в процентах к численности населения; затраты на единицу услуги в сравнении с аналогичными организациями: структура затрат в процентах; ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и др.);
представление на утверждение в орган местного самоуправления нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
определение муниципальных социальных стандартов услуг жилищно-коммунального хозяйства и источников их бюджетной поддержки. Муниципальные социальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами (наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового хозяйства и т.д.);
представление на утверждение в орган местного самоуправления ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ);
представление предложений по пересмотру ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг,
представление предложений по повышению ставок оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тарифов за сверхнормативное потребление коммунальных услуг; введение полной оплаты не первого жилья;
представление предложений по установлению уровня платежей граждан за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в процентах к затратам по годам переходного периода, дифференцирован но в зависимости от складывающейся финансовой ситуации с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
определение порядка дифференциации платы за наем жилища в зависимости от параметров качества жилья и его местоположения;
решение вопросов об увеличении доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства. Определение темпов повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Темпы повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, должны соответствовать Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства в российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. №425, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально-экономическая ситуация в регионе и уровень доходов населения (целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы программа жилищных субсидий охватывала не более 30 процентов населения);
введение ускоренных темпов роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создание эффективной системы антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными, в целях увеличения коммунальных платежей населения за счет повышения дисциплины платежей;