Недействующий


Правительство Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2002 года N 20-пр


О работе министерства образования края и органов местного самоуправления края
по выполнению Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109
"Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства
на территории Хабаровского края" в части защиты прав детей-сирот


_________________________
Утратило силу с 1 января 2010 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 11 августа 2009 года N 250-пр

_________________________


Министерство образования края, органы местного самоуправления края свою работу по реализации государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют в соответствии с Законом Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края".

В крае сложилась и стабильно функционирует система по защите прав и интересов несовершеннолетних.

Министерство образования края осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления, оказывает им методическую и практическую помощь, организует работу по выполнению законодательства по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В крае проживает 357330 несовершеннолетних, из них 10766 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4956 детей находятся под опекой (попечительством) граждан (3609 выплачиваются денежные средства на содержание); 43 ребенка воспитываются в 8 приемных семьях Вяземского, Верхнебуреинского, Амурского районов, г. Комсомольска-на-Амуре; 3850 детей содержатся в 70 учреждениях общественного воспитания органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения; 1927 человек обучаются в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Кроме того, в семьях граждан края проживают 5428 усыновленных детей. В последние годы растет число усыновленных детей: в 2000 году усыновлено 327 детей, в том числе иностранными гражданами - 85 детей, в 2001 году - 354 ребенка, в том числе иностранными гражданами - 69 детей, в 2002 году - 230 детей, в том числе иностранными гражданами - 71 ребенок. Приоритетным направлением в работе органов местного самоуправления является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Ежегодно от 45 до 65 процентов выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются в семьи граждан под опеку (попечительство).

В крае решена проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома и школы-интернаты за счет расширения их сети. Только за последние три года открыто 4 учреждения на 205 мест в Комсомольском, им. Лазо, им. Полины Осипенко, Вяземском районах.

Во всех учреждениях общественного воспитания созданы условия для содержания, обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Значительно улучшилась материально-техническая база детских домов и школ-интернатов, домов ребенка, домов-интернатов. За счет средств краевого и федерального бюджетов осуществлено строительство пристройки к детскому дому № 1 в г. Хабаровске (общей стоимостью 46,2 млн. рублей), школы-интернаты в с. Пивань Комсомольского района (общей стоимостью 13,7 млн. рублей). В г. Хабаровске произведена реконструкция детского сада под школу-интернат № 3 (общей стоимостью 7,4 млн. рублей), расширены площади дома ребенка № 2 и открыт дом-интернат на 155 мест.

В 2002 году проведен ремонт в 26 детских домах и школах-интернатах на сумму 12,18 млн. рублей (в 2001 году - в 27 учреждениях на сумму 15,56 млн. рублей). За последние три года в детские дома, школы-интернаты поступило оборудования, спортивного инвентаря, автотранспорта и сельскохозяйственной техники на сумму 45,45 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого и местных бюджетов - 19,37 млн. рублей, за счет средств, выделяемых на реализацию федеральных программ, -26,89 млн. рублей. Кроме того, на эти цели привлечено спонсорских средств 1,03 млн. рублей. Ежегодно из краевого бюджета выделяются средства на организацию летнего отдыха воспитанников детских домов и школ-интернатов, проведение краевых мероприятий (в 2002 году - 3,29 млн. рублей, в 2001 году - 2,05 млн. рублей).

Все учреждения общественного воспитания укомплектованы руководящими, педагогическими кадрами.

В детских домах и школах-интернатах улучшилась работа по социальной адаптации воспитанников. Этому способствовала реализация в каждом учреждении комплексных программ по социальной адаптации и ориентации детей-сирот. В результате от 95 до 98 процентов выпускников детских домов и школ-интернатов, опекаемых детей продолжают обучение в общеобразовательных школах, начальных, средних и высших профессиональных учреждениях образования. Увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступающих в средние и высшие профессиональные учреждения образования: в 2002 году - 196 человек (21 процент от общего количества выпускников); в 2001 году - 163 человека (18,8 процента).

Возросло число выпускников учреждений профессионального образования, продолжающих обучение и трудоустроенных: в 2002 году - 96 процентов, в 2001 году - 91,2 процента.

Большое внимание воспитанию, созданию условий для содержания детей в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, домах-интернатах, устройству их в жизни уделяется администрациями Николаевского, Комсомольского, Нанайского районов, гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре. В г. Комсомольске-на-Амуре, Николаевском районе положительно решаются вопросы по обеспечению жильём выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем в нарушение Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. № 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края" органы местного самоуправления г. Хабаровска, Ванинского, Нанайского, Солнечного, Ульчского, Хабаровского районов допускают случаи несвоевременного выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их устройства, изъятия из неблагополучных семей.

Из-за отсутствия мест в домах ребенка, домах-интернатах затягиваются установленные законодательством сроки устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В лечебных учреждениях края более года содержатся 118 детей, оставшихся без попечения родителей.

Органами опеки и попечительства г. Хабаровска, Бикинского, Верхнебуреинского, Нанайского, им. Полины Осипенко, Хабаровского районов допускаются нарушения действующего законодательства при оформлении документов для постановки на учет в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Советско-Гаванском, Бикинском, Ульчском районах имеются факты несвоевременного определения юридического статуса детей, оставшихся без попечения родителей.

В нарушение жилищного законодательства в г. Хабаровске, Амурском, Бикинском, Вяземском, им. Лазо, Солнечном районах не принимается исчерпывающих мер по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.

В настоящее время резко обострилась проблема обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2002 г. на учете в органах местного самоуправления на внеочередное получение жилья состоит 1841 человек.

В ряде территорий края органы местного самоуправления допускают формальный подход по подбору кандидатов в опекуны (попечители); не осуществляют контроль за взысканием алиментов на детей с родителей, уклоняющихся от своих обязанностей по воспитанию детей.

В крае недостаточно организована работа с неблагополучными семьями; по выявлению родителей и лиц, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий; по розыску родителей, уклоняющихся от воспитания детей.

Имеющаяся в крае сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей не отвечает существующим потребностям для реабилитационной и профилактической работы с ними. Особенно остро эта проблема обозначена в г. Хабаровске.

Имеются недостатки в медицинском обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Некачественно и несвоевременно проводятся медицинские осмотры, профилактическое и реабилитационное лечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требуют улучшения условия содержания детей в доме ребенка г. Николаевска-на-Амуре, детском отделении районной больницы г. Бикина.

В уставах многих муниципальных образований не прописана их деятельности по вопросам опеки и попечительства.

Органами местного самоуправления Амурского, Верхнебуреинского, Вяземского районов не выполняются условия договоров, заключенных с приемными родителями по воспитанию и содержанию приемных детей.

В целях дальнейшего совершенствования системы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им своевременной помощи в социальной адаптации и ориентации Правительство края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Министерству образования края (Обухова Л.Ф.), органам местного самоуправления края принять дополнительные меры по безусловному выполнению Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. № 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края" в части защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Министерству образования края:

2.1. Усилить контроль за работой органов местного самоуправления по исполнению действующих законодательных и иных нормативных актов, гарантирующих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2. Совместно с главами муниципальных образований в срок до 1 декабря 2002 г. разработать мероприятия на 2003 - 2005 годы по оказанию помощи органам местного самоуправления в укреплении материально-технической базы детских домов и школ-интернатов; устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные учреждения всех видов; повышении квалификации специалистов, выполняющих функции по опеке и попечительству.

2.3. Заслушать на коллегии министерства образования края вопрос о совершенствовании работы педагогических коллективов учреждений общественного воспитания, начального, среднего и высшего профессионального образования по подготовке воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях, их адаптации в обществе (IV квартал 2003 г.).

2.4. В целях совершенствования взаимодействия с заинтересованными ведомствами по предупреждению социального сиротства провести в декабре 2003 г. краевую научно-практическую конференцию по проблемам социализации, полноценной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.5. Ежегодно (в марте) проводить мониторинговые исследования положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае.

2.6. Разработать краевую программу по оказанию систематической психолого-педагогической поддержки неблагополучным семьям психолого-педагогическими службами образовательных учреждений края (первое полугодие 2003 г.).

2.7. Оказать помощь органам местного самоуправления, краевому родительскому совету в создании районных (городских) родительских советов; проведении краевого, районных (городских) родительских собраний по теме "Семья и школа. Пути взаимодействия" (IV квартал 2002 г.).

2.8. Обобщить и распространить опыт работы администрации г. Комсомольска-на-Амуре по профилактике и предупреждению "социального" сиротства (I квартал 2003 г.).

2.9. Совместно с министерством социальной защиты населения (Щипанов Л. В.) определить меры по своевременной передаче выпускников детских домов, школ-интернатов, подопечных, достигших совершеннолетия, под патронаж.

3. Главам муниципальных образований:

3.1. Усилить контроль за работой муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, внутренних дел по своевременному выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, объявленных в розыск, а также родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей; лиц, склоняющих детей и подростков к совершению преступлений и антиобщественных действий.

3.2. Разработать на 2003 - 2005 годы комплекс мер по совершенствованию профилактики социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; созданию условий для обучения, воспитания, содержания их в учреждениях общественного воспитания, обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 1 января 2003 г.).

3.3. Привести в соответствие со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации уставы муниципальных образований в части, касающейся осуществления деятельности по опеке и попечительству.

3.4. Рекомендовать включить в штатные расписания образовательных учреждений штатные единицы: психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих непрерывный целенаправленный воспитательно-реабилитационный процесс в образовательном учреждении и по месту жительства.

3.5. Привести в соответствии с действующим законодательством документацию, подтверждающую "юридический" статус ребенка, находящегося под опекой государства (до 01.01.04 г.).

3.6. Совместно с комитетом по молодежной политике Правительства края (Базилевский А. А.) ввести в практику работы городских, районных молодежных социальных центров проведение социальных рейдов в среде беспризорных детей. Привлекать детские и молодежные общественные объединения к формированию социальных патронажных групп (социальные патрули) для проведения профилактической работы по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи.

4. Министерству здравоохранения края (Савкова В. М.):

4.1. Совместно с органами местного самоуправления укомплектовать учреждения общественного воспитания медицинскими кадрами; улучшить качество медицинских осмотров, профилактического и реабилитационного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; активизировать разъяснительную работу с неблагополучными родителями по вопросам планирования семьи.

4.2. Создать на базе детских поликлиник анонимные консультативные кабинеты, центры по вопросам планирования семьи.

5. Министерству топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края (Сливко В. М.) осуществлять постоянный контроль за выполнением жилищно-коммунальными органами муниципальных образований жилищного законодательства в части обеспечения сохранности муниципального жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

6. Министерству социальной защиты населения края (Щипанов Л. В.) усилить контроль за деятельностью органов социальной защиты населения муниципальных образований по организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями, по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение; оказанию им своевременной помощи.

7. Управлению внутренних дел Хабаровского края (Баранов В. А.) принять меры по своевременному выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, объявленных в розыск, а также родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей; лиц, склоняющих детей и подростков к совершению преступлений и антиобщественных действий, совершенствовать систему учета детей, ушедших из мест постоянного жительства, находящихся в трудной жизненной ситуации.

8. Главам муниципальных образований г. Амурска с Амурским районом Кузьминых Г. А. Верхнебуреинского района Горнбахеру Г. Г., Вяземского района Панченко А. А. обеспечить выполнение договорных обязательств перед приемными семьями.

9. Заместителю Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкому С. А.:

9.1. Подготовить предложения по созданию структуры при Правительстве края по вопросам семьи, материнства и защите прав детей (до 1 декабря 2002 г.).

9.2. Внести в установленном порядке предложения о дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и механизма их реализации (до 1 января 2003 г.).

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкого С. А.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     Губернатор, Председатель
     Правительства края В. И. Ишаев



Документ сверен по:

Официальная рассылка



     Редакция документа
     подготовлена "Софтинформбюро"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»