1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 25.09.97 №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Хабаровского края в целях повышения финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления, определяет основные принципы организации и осуществления муниципального финансового контроля.
1.2. В целях настоящего Положения применяются следующие термины и понятия:
1.2.1. Финансовый контроль - это установленная законодательством Российской Федерации деятельность структурных подразделений администрации г.Хабаровска, муниципальных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, а также имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый или материальный ущерб, а также по выявлению фактов несоблюдения законодательства.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по бюджетно-финансовым вопросам в части определения объёмов бюджетных ассигнований на планируемый период, доходов от имущества и их распределения между бюджетополучателями, а также соблюдения налогового законодательства в части предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет города. Предварительный контроль является наиболее эффективным способом финансового контроля, так как позволяет предупредить возникновение различных потерь ресурсов в хозяйственной деятельности организации, отрасли, бюджета в целом.
Текущий финансовый контроль осуществляется за оперативной деятельностью распорядителей бюджетных ассигнований в части соблюдения ими условий получения указанных средств, установленных решением о бюджете г. Хабаровска, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения.
Последующий финансовый контроль осуществляется путём проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций - получателей средств из бюджета города после совершения финансово-хозяйственных операций.
1.2.2. Нецелевое использование средств бюджета муниципального образования города Хабаровска - направление их на цели, не соответствующие условиям их получения, определённых решением о бюджете, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.
Видами нецелевого использования средств, выделенных из бюджета города, являются:
а) использование средств бюджета города на цели, не предусмотренные бюджетной росписью бюджета города и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
б) использование средств бюджета города на цели, не предусмотренные в утверждённых сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
в) использование средств бюджета города на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
г) использование средств бюджета города, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления.
Также в целях настоящего Положения под нецелевым использованием средств, выделенных из бюджета города Хабаровска, понимается:
- расходование полученных бюджетных ассигнований не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (неправомочное перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой);
- расходование средств при отсутствии оправдательных документов, по ненадлежаще оформленным документам;
- расходование средств сверх норм и нормативов, установленных законодательством (суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода);
- недостача денежных средств и материальных ценностей, приобретённых за счёт средств бюджета города, убыль сверх норм;
- расходование средств сверх сметных назначений;
- необоснованные начисления и выплаты заработной платы с учетом отчислений во внебюджетные фонды, превышение уровня денежного содержания муниципальных служащих и т.д.
1.2.3. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами установлена ответственность за их осуществление.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальной организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;