МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 14.08.2003 № 1051
Об утверждении Положения о порядке осуществления финансового
контроля и применения мер по его результатам структурными
подразделениями администрации г. Хабаровска
______________________________
Утратил силу с 25 апреля 2008 года на основании
Постановления Мэра города Хабаровска
от 21 апреля 2008 года № 1003
_____________________________
В целях повышения эффективности, координации и исключения дублирования финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями администрации г. Хабаровска, создания единой методики организации ревизий, тематических проверок целевого использования бюджетных средств, в соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 211 Бюджетного кодекса Хабаровского края
постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления финансового контроля и применения мер по его результатам структурными подразделениями администрации г. Хабаровска согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Мэра города от 03.06.99 № 754 "О финансовом контроле".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
И.о. Мэра города
И.А. Крейс
Приложение
к постановлению Мэра города
от 14.08.2003 № 1051
Положение
о порядке осуществления финансового контроля и применения мер
по его результатам структурными подразделениями администрации г.Хабаровска
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 25.09.97 №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Хабаровского края в целях повышения финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления, определяет основные принципы организации и осуществления муниципального финансового контроля.
1.2. В целях настоящего Положения применяются следующие термины и понятия:
1.2.1. Финансовый контроль - это установленная законодательством Российской Федерации деятельность структурных подразделений администрации г.Хабаровска, муниципальных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, а также имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый или материальный ущерб, а также по выявлению фактов несоблюдения законодательства.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по бюджетно-финансовым вопросам в части определения объёмов бюджетных ассигнований на планируемый период, доходов от имущества и их распределения между бюджетополучателями, а также соблюдения налогового законодательства в части предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет города. Предварительный контроль является наиболее эффективным способом финансового контроля, так как позволяет предупредить возникновение различных потерь ресурсов в хозяйственной деятельности организации, отрасли, бюджета в целом.
Текущий финансовый контроль осуществляется за оперативной деятельностью распорядителей бюджетных ассигнований в части соблюдения ими условий получения указанных средств, установленных решением о бюджете г. Хабаровска, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения.
Последующий финансовый контроль осуществляется путём проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций - получателей средств из бюджета города после совершения финансово-хозяйственных операций.
1.2.2. Нецелевое использование средств бюджета муниципального образования города Хабаровска - направление их на цели, не соответствующие условиям их получения, определённых решением о бюджете, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.
Видами нецелевого использования средств, выделенных из бюджета города, являются:
а) использование средств бюджета города на цели, не предусмотренные бюджетной росписью бюджета города и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
б) использование средств бюджета города на цели, не предусмотренные в утверждённых сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
в) использование средств бюджета города на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
г) использование средств бюджета города, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления.
Также в целях настоящего Положения под нецелевым использованием средств, выделенных из бюджета города Хабаровска, понимается:
- расходование полученных бюджетных ассигнований не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (неправомочное перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой);
- расходование средств при отсутствии оправдательных документов, по ненадлежаще оформленным документам;
- расходование средств сверх норм и нормативов, установленных законодательством (суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода);
- недостача денежных средств и материальных ценностей, приобретённых за счёт средств бюджета города, убыль сверх норм;
- расходование средств сверх сметных назначений;
- необоснованные начисления и выплаты заработной платы с учетом отчислений во внебюджетные фонды, превышение уровня денежного содержания муниципальных служащих и т.д.
1.2.3. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами установлена ответственность за их осуществление.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальной организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
1.2.4. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел по определённому кругу вопросов или на определенном участке финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
2.1. Контроль за правильностью и обоснованностью расчетов сметных назначений;
2.2. Контроль за полнотой, своевременностью и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей смет целевых бюджетных фондов, бюджетных учреждений, а также полноты и достоверности соответствующей отчетности;
2.3. Проверка соблюдения распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, использования и возврата бюджетных ассигнований;
2.4. Контроль за правильностью предоставления и использования финансовых, налоговых и иных льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;
2.5. Контроль за законностью и целесообразностью предоставления муниципальных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;
2.6. Контроль за целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения муниципальными имущественными правами в соответствии с требованиями законодательства;
2.7. Контроль за сохранностью, рациональным и эффективным распоряжением материальными ресурсам и муниципальной собственностью;
2.8. Контроль за целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением направления и использования муниципальных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов, ссуд, субсидий, субвенций и т.д.) в соответствии с требованиями законодательства;
2.9. Контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению муниципальных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг;
2.10. Контроль финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий; контроль финансового состояния организаций, в которых администрация г. Хабаровска имеет долю собственности, выполняющих муниципальные заказы, в отношении которых предоставлены муниципальные гарантии, поручительства и прочие обеспечения.
2.11. Контроль деятельности структурных подразделений администрации города г. Хабаровска (их должностных лиц);
2.12. Контроль за соблюдением действующего законодательства (нормативно-правовых и правовых актов); контроль за правильностью определения (расчета) стоимостных показателей деятельности (выручки от реализации, себестоимости, цен и тарифов и т.д.); контроль за полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг; контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета; контроль за достоверностью и полнотой финансовой отчетности, включая оценку реальной задолженности и возможностей её погашения.
3.1. Органами, осуществляющими финансовый контроль, в соответствии со статьей 211 Бюджетного кодекса Хабаровского края являются финансовый департамент муниципального образования города Хабаровска, главный распорядитель, распорядители бюджетных средств г. Хабаровска.
3.2. Осуществление финансового контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета города Хабаровска, целевых бюджетных фондов, муниципального имущества, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в муниципальной собственности, возлагается на финансовый департамент администрации города Хабаровска.
Контрольные функции финансового департамента осуществляются на стадии предварительного, текущего и последующего контроля в процессе формирования и исполнения бюджета города. Предварительный контроль имеет место на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования при формировании бюджета. Текущий контроль осуществляется на стадии финансирования расходов с лицевых казначейских счетов бюджетополучателей по платёжным документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Последующий контроль по целевому использованию средств бюджета города осуществляется контрольно-ревизионным управлением финансового департамента путём проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности и тематических проверок в структурных подразделениях администрации города, бюджетных учреждениях и предприятиях муниципального хозяйства города, предприятиях и организациях, в которых администрация города имеет долю собственности.
В выполнении задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, финансовый департамент администрации города Хабаровска взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации города.
3.3. Распорядители бюджетных средств - руководители отраслевых структурных подразделений администрации города Хабаровска - осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в подведомственных им организациях в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, внесения платы за пользование бюджетными средствами, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта и предоставления отчётности. Распорядители бюджетных средств обеспечивают проведение тематических проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций.
3.4. Финансовый контроль осуществляют также органы государственного финансового контроля в пределах их компетенции.
4.1. В целях координации и исключения дублирования при осуществлении последующего финансового контроля финансовый департамент администрации города Хабаровска формирует годовые и квартальные планы ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций, которые утверждаются начальником финансового департамента, с учетом соблюдения периодичности, заданий Министерства финансов Хабаровского края, планов работы ведомственного контроля.
Периодичность ревизий финансово - хозяйственной деятельности бюджетных учреждений должна быть не реже одного раза в 2 года, муниципальных образований и муниципальных унитарных предприятий - не реже одного раза в 3 года. Дополнительные ревизии, проверки получателей средств городского бюджета могут проводиться финансовым департаментом администрации города только по поручению Мэра города Хабаровска и мотивированным поручениям правоохранительных органов.
В целях соблюдения условия внезапности ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций планы ревизий являются сведениями, относящимися к служебной информации.
4.2. Тематические проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций г. Хабаровска проводятся структурными подразделениями администрации города на основании годовых и квартальных планов контрольно-экономической деятельности.
Департаменты, управления, комитеты администрации города Хабаровска формируют годовые и квартальные планы контрольно-экономической работы по подведомственным отраслям и направлениям с указанием объектов, тем и сроков проверок, которые утверждаются руководителем соответствующего структурного подразделения администрации города.
Копии планов предоставляются в финансовый департамент администрации города: годовые планы в срок до 10 декабря предшествующего года; квартальные планы - до 15 числа месяца предшествующего квартала.
Темы, объекты проверок включаются в планы контрольно-экономической работы на основе решений Хабаровской городской Думы, постановлений и распоряжений Мэра города Хабаровска, изучения отчетов и других данных о ходе исполнения бюджета города, отчетов учреждений, предприятий, организаций, данных о состоянии дела по обеспечению сохранности средств, обобщения материалов ранее проведенных ревизий, поступивших заявлений и писем граждан о нарушениях финансовой дисциплины.
4.3. Для проведения совместных контрольных мероприятий вопросы плановых проверок ведомственного контроля могут быть включены в планы ревизий, провидимых финансовым департаментом. При необходимости, для участия в ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций финансовый департамент может привлекать специалистов структурных подразделений администрации города Хабаровска.
4.4. Планы комплексных ревизий структурных подразделений администрации города утверждаются Мэром города Хабаровска.
5.1. Ревизии и тематические проверки проводятся на основании годовых и квартальных планов контрольной работы органа, осуществляющего контроль.
5.2. Ревизии (проверки) по поручениям правоохранительных органов проводятся за указанный ими период и в объеме официально (письменно) поставленных ими мотивированных вопросов, входящих в компетенцию подразделения, осуществляющего контроль.
5.3. Проведению ревизий (проверок) должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения плановых, отчетных и статистических данных и другой информации, характеризующей деятельность и финансовое состояние подлежащих ревизии организаций.
На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа ревизии или проверки (задание), предусматривающая перечень основных вопросов, подлежащих проверке, а также период деятельности организаций, который должен быть охвачен ревизией или проверкой.
Программа ревизии (проверки) утверждается руководителем подразделения, осуществляющего контроль, или его заместителем.
В ходе ревизии (проверки) программа может быть изменена либо дополнена с учетом необходимости проверки вновь открывшихся обстоятельств.
Сроки проведения ревизий (проверок) и состав ревизионной группы назначаются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач каждой-ревизии (проверки), и особенностей ревизуемой организации.
Предельный срок проведения ревизии не может превышать 45 рабочих дней, включая оформление акта (справки).
Предельный срок проведения тематической проверки не может превышать 15 рабочих дней.
При наличии объективных причин и на основании мотивированного представления руководителя ревизионной группы руководитель органа, осуществляющего финансовый контроль и назначивший ревизию, может продлить первоначально установленный срок ревизии (проверки).