Переход экономической системы Хабаровского края в новое качество - экономику устойчивого роста и динамичного развития - предполагает акцентирование внимания на решение следующих необходимых проблем и условий.
Во-первых, учитывая общую динамику развития других субъектов Федерации и политику крупнейших компаний, которые определяют эту динамику и конкуренцию на внутреннем рынке и в экспорте, целесообразно сформулировать и реализовать механизм согласования и балансирования интересов различных участников социальных и экономических интересов на территории Хабаровского края.
Усиливающийся процесс конкуренции и дифференциация регионального развития создает условия, когда возможно закрепление и даже развитие в регионах периферийной модели экономики, закрепление за ними только первичных звеньев экономико-технологической системы, занятых поставками сырья и полуфабрикатов, потери ими качественных ресурсов развития, добавленной стоимости и сужения налогооблагаемой базы.
Преодоление такого негативного варианта развития событий возможно путем создания особой экономической политики и формирования группы (групп) взаимосвязанных производств и учреждений институциональной инфраструктуры.
Разработка сценариев экономического развития обусловливается выбором концептуального образа региона:
- регион как «квазигосударство»;
- регион как «квазикомпания».
В соответствии с концепцией «регион как квазикомпания» Хабаровский край в своем развитии должен ориентироваться, прежде всего, на конкурентные преимущества, которые уже сложились в виде специализации его экономики и которые могут перейти из разряда потенциальных - в реальные. В данном случае стратегия и соответствующие политики должны соответствовать канонам поведения фирмы в условиях конкуренции и быть направленными на повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности.
Такое поведение в качестве исходной посылки использует создание региональной экономической системы, которая могла бы функционировать на принципе ее эффективного взаимодействия с другими субъектами рыночного хозяйства внутри страны и за ее пределами на основе имеющихся сравнительных и абсолютных преимуществ. Данный сценарий исходит из предпосылки, что Хабаровский край обладает потенциальными сравнительными преимуществами в следующих секторах (областях) экономики:
> в области разработки и эксплуатации природных ресурсов (данное преимущество можно использовать сравнительно долго и эффективно при условии развития обрабатывающих производств);
> в наращивании как традиционного экспорта и вывоза, так и в завоевании новых сегментов национального и международного рынков в первичном (ресурсном), вторичном (обработка) и третичном (услуги) секторах.
Однако на регионы, которые преимущественно специализируются в добывающей и тяжелой промышленности, оказывают значительное влияние те группы факторов, которые обусловлены (а) эффектом масштаба, (б) вертикальной интеграцией:
- предрасположены больше к росту, чем к развитию (рыночным изменениям);
- слабая роль малого обрабатывающего бизнеса;
- слабое развитие профессиональной способности в менеджменте, рыночных исследованиях, корпоративном планировании.
Воздействие этих факторов на практике таково, что не позволяет региону автоматически реализовать свои естественные преимущества в экономическом смысле. Проблема заключается в том, чтобы путем создания условий для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов регионального хозяйства, имеющих сравнительные преимущества обеспечить на этой основе стабильное развитие экономической системы региона в рамках международного и национального разделения труда, формирования комфортных стандартов жизни населения.
В условиях развития по модели «регион как квазикомпания» в фокусе должны находиться уже не поставки, взаимозачеты и субсидии краевого и федерального бюджетов, а товары и рынки, проекты и финансирование, человеческие ресурсы и занятость, маркетинг и специализация, экономия от масштаба и т.д.
Нужно, с одной стороны, создавать образ корпоративности на уровне всего региона и содействовать его развитию. С другой стороны, лозунг «выходи и конкурируй» - должен стать идефикс для каждой компании. Корпоративный образ региона требует формирования и развития индивидуальности региона, создания его «торговой марки». Требует, наконец, агрессивной стратегии поведения, нацеленной на захват рынков не только местных и периферийных, но и отдаленных, выхода и на национальный и на международные рынки. Следование такой стратегии может обеспечить не безоблачное, но будущее. Иначе есть опасность оказаться и застрять надолго в арьергарде.
Реализация таких установок может быть достигнута на основе развития в регионе современных динамичных отраслей, обеспечивающих высокие темпы роста региона.
В крае есть предприятия и фирмы, которые при соответствующей манере и стратегии поведения могут стать локомотивами в привитии культуры конкурентной борьбы. В первую очередь это касается отраслей, которые наиболее близко стоят к конечному спросу населения и могут сами формировать его. Эти предприятия, извлекая выгоды от масштаба производства, используя современные технологии, могут конкурировать и на дальневосточном рынке, и выходить дальше в Сибирь и за Урал.
Такие фирмы, проводя агрессивную рыночную политику, могли бы успешно формировать корпоративный образ края.
В этих условиях развитие региона должно строиться с учетом и даже при превалировании фактора открытости его экономики. Экономическая система края должна быть открыта и в восточном (в АТР) и в западном (во внутрироссийский рынок) направлении. Это означает, что сущность экономической политики в данном случае является создание условий для осуществления операций на открытых рынках. Собственно структурная политика будет носить подчиненный институциональной политике характер. Она должна обеспечивать региональное распределение различных типов экономической активности в долгосрочном периоде. Она должна предполагать и стимулировать структурные изменения и специализацию, новые институциональные структуры, способствующие развитию. В фокусе такой политики должны быть:
> поддержка, поощрение быстрого роста малых фирм, связанных с обрабатывающей промышленностью и услугами бизнесу;
> менеджмент, консультирование и техническая помощь в нахождении региональных преимуществ;
> информационные системы менеджмента и маркетинга;
> финансовые институты и финансовое предложение;
> специальные гарантии Правительства края.
Важное место в такой политике занимает развитие стратегического планирования через развитие местных «человеческих» ресурсов; развитие рабочей силы; корпоративное планирование и диверсификация.