Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 11 ноября 2004 года № 88-пр)

2. Пределы и ограничения развития: российская динамика в краткосрочной перспективе


Правительство Российской Федерации исходит из того, что в период 2003 -2005 гг. должен произойти переход к действию новой группы факторов, которые будут определять динамику перспективного периода. В целом этот переход должен определяться переориентацией на спрос внутреннего национального рынка, в том числе в сторону отраслей с повышенной динамикой производительности труда. При этом предполагаются изменения в структуре инвестиций в пользу вышеозначенных отраслей.

В то же время, в связи с проблемой вступления России в ВТО при выборе направлений долгосрочной стратегии структурных реформ важнейшим внешним условием провозглашается решение вопроса формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных странах Азии.

Правительство Российской Федерации считает, что относительно неблагоприятные факторы внешнеэкономической конъюнктуры будут определять этот период как некоторый трансформационный период с невысокими темпами экономического роста. В этот период смены факторов роста основные усилия Правительства Российской Федерации будут сосредоточены на оперативных мерах экономической политики во всех важнейших сферах: налоговой, бюджетной, тарифной, денежно-кредитной и т.д., которая будет определяться, прежде всего, состоянием платежного баланса страны.      
   Наиболее важными внутренними национальными условиями развития, в соответствии с которыми, так или иначе, будут развиваться регионы, в том числе и Хабаровский край, которые собирается придерживаться Правительство Российской Федерации и которые формируют «коридор» национальных ориентиров и ограничений для края, являются следующие:      

> Правительство Российской Федерации только разрабатывает стратегию развития отраслей промышленности и промышленную политику на период до 2010 года, которая могла бы быть ориентиром для промышленности края, что усложняет возможности для выработки более точной и детальной промышленной политики Правительством Хабаровского края;

> развитие в среднесрочной (5 - 7 лет) перспективе будет в значительной мере обусловлено опережающей, по сравнению с общей инфляцией, динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей инфраструктурных монополий, что вызовет ускоренный рост затрат во многих отраслях, секторах экономики (сейчас эластичность затрат экономики края по этому показателю оценивается в 2,4 - 2,6%);

> в этих условиях произойдет перераспределение доходности основных энергоемких потребителей в пользу инфраструктурных монополий;

> признается, что современное развитие экономики не возможно в безинфляционном варианте, только фоновый уровень которой должен быть 5 - 6% в год, но превышение среднегодового уровня инфляции в 15 - 17% создает значительные барьеры для инвестиционного процесса;

> предполагается сохранение и даже увеличение уровня безработицы, которая составит по методологии МОТ 9,5% в 2005 году, что означает формирование дополнительного барьера на мобильность рабочей силы и формирование межрегиональных рынков труда, что, в свою очередь, создает дополнительное напряжение на региональных рынках труда;

> предполагается проведение такой бюджетной политики, при которой произойдет сокращение расходов бюджета края при снижении налоговой нагрузки на экономику и сокращение обязательств.

Так как основой экономической динамики признается расширение внутреннего спроса, то особое место среди условий перспективного развития отводится инвестиционному спросу и инвестиционной деятельности в целом. Принципиальными моментами, определяющими экономическую динамику со стороны инвестиционного процесса, являются:

> возможности значительного роста производства конкурентоспособной продукции связываются только с крупномасштабными инвестициями в модернизацию основного капитала;

> необходимо преодолеть разрыв между уровнями накопления и сбережения в экономике и частными инвестициями;

> рост инвестиций возможен при сокращении масштабов несанкционированного вывоза капитала;

> среднегодовой темп роста инвестиций составит в 2004 - 2005 гг. 107,5 -109%, что позволит обеспечить темп прироста ВВП на уровне 3 - 3,5% в год, а с учетом роста сбережений населения и цен на нефть - до 4 - 6%).

При прогнозировании экономического развития Хабаровского края следует обратить внимание на следующие параметры общей и отраслевой динамики национальной экономики, которые могут рассматриваться как индикаторы спроса со стороны национальной экономики и являться ориентирами для расширения регионального предложения.

В производстве ВВП наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли инвестиционной сферы и отрасли конечного спроса:

> строительство;

> торговля;

> машиностроение (среднегодовой темп роста 105 - 108% по разным вариантам);

> химическая и нефтехимическая промышленность (103 - 105%);

> лесная и деревообрабатывающая промышленность (103 - 106,5%);

> легкая промышленность (103 - 106%);

> пищевая промышленность (104 - 105,5%).

В то же время в таких отраслях, представленных и в структуре экономики Хабаровского края, как цветная и черная металлургия, угольная и нефтеперерабатывающая промышленность, темпы роста производства составят от 1 до 3% . Такие пониженные темпы роста будут обусловлены не столько ограничениями по спросу, сколько необходимостью «паузы» для модернизации и технического перевооружения предприятия. При надлежащем менеджменте предприятия Хабаровского края могли бы использовать эту паузу для внедрения на новые рынки, или укрепления и расширения своего присутствия на традиционных рынках.