Правительство Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2002 года № 14-пр
О стратегии социально-экономического
развития Хабаровского края до 2010 года
_____________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 11 ноября 2004 года № 88-пр
_____________________________
Оживление промышленного производства и экономики Хабаровского края в целом, которое с 1999 года продолжается в настоящее время, создало достаточно благоприятные предпосылки для стабильного экономического развития. Край занял лидирующие позиции в промышленном развитии на Дальнем Востоке, а по темпам роста превосходит многие субъекты Российской Федерации. Основой стабилизации экономики, а затем оживления, кроме чисто экономических причин, послужила целенаправленная деятельность Правительства края, использующего принципы программного планирования в различных отраслях и сферах.
В то же время оценку перспектив долгосрочного развития края затрудняет отсутствие полнокровной стратегии территориального развития страны и федеральной региональной политики, на которую Правительство края могло бы опираться при выборе целевых ориентиров, разработке экономической политики и формировании приоритетов развития.
Разработанные в конце 90-х годов «Основные направления социально-экономического развития Хабаровского края до 2005 года» являются единственным документом комплексного характера, который был принят к реализации в период нестабильного и даже кризисного развития экономики России. В настоящее время развитие отраслей и комплексов экономики края в большей степени ориентировано на локальные программы инвестиционного характера, что затрудняет согласование интересов и выбор Правительством края приоритетов текущего, а тем более перспективного развития.
В течение 2001-2002 годов в Правительстве края была проделана работа по формированию основ стратегии среднесрочного социально-экономического развития Хабаровского края. Проведенные аналитические и прогнозные работы являются основой для разработки комплексной стратегии его развития и выработки на ее основе индикативной программы (плана) перспективного развития, которая могла бы быть ориентиром для всех участников экономической деятельности в крае.
В целях повышения обоснованности мероприятий перспективного характера Правительство края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года (далее именуется - Стратегия).
2. Всем министерствам края, агентству по оборонным отраслям промышленности Правительства края до 5 октября 2002 г. разработать и представить в центр стратегического планирования Правительства края материалы с обоснованием прогнозов и отраслевых приоритетов (включая конкретные наиболее значимые предприятия и объединения) перспективного развития, инвестиционных проектов, определяющих реализацию этих приоритетов, механизмов и мероприятий по обоснованию эффективности и реализации приоритетных направлений развития.
3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.) до 15 октября 2002 г. разработать и представить в центр стратегического планирования прогноз динамики экспорта (в том числе по основным отраслям).
4. Поручить центру стратегического планирования Правительства края (Сыркин В. И.) дополнить Стратегию разделами территориального и социально-экономического развития, конкретизировать отраслевые прогнозы и задачи перспективного характера с учетом обобщения материалов, указанных в пунктах 2, 3 настоящего постановления, и представить доработанный вариант Стратегии в IV квартале 2003 г.
5. Министерству экономического развития и внешних связей края, министерству финансов края при разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов и планов учитывать параметры сценариев, разработанные в Стратегии.
6. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края использовать материалы Стратегии для корректировки отраслевых программ и разработки мероприятий по достижению основных параметров, сформулированных в Стратегии.
7. Министерству средств массовой информации, молодежной политики и спорта края (Левков С. А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач по реализации основных положений Стратегии.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам, заместителя Председателя Правительства края начальника центра стратегического планирования Правительства края Сыркина В. И
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор, Председатель
Правительства края В. И. Ишаев
ОДОБРЕНО
Постановление Правительства края
от 6.08.2002 № 14-пр
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. Основные проблемы и ограничения текущего функционирования экономики Хабаровского края
2. Пределы и ограничения развития: российская динамика в краткосрочной перспективе
3. Общие условия и факторы перехода к устойчивому и динамичному экономическому развитию Хабаровского края
4. Концепция и прогноз основных параметров
5. Среднесрочный прогноз и условия развития экономики края и ее отраслей (2002-2005 гг.)
Развитие экономики России и субъектов Федерации в последние 3 года было обусловлено рядом факторов, которые сформировались под влиянием финансово-экономического кризиса 1998 года. В результате девальвации национальной валюты, повышения цен на основной экспортный ресурс - нефть и увеличившийся приток денег в экономику ее реальный сектор вошел в фазу оживления и роста. Особенно быстро стало наращиваться производство в промышленном секторе. По крайней мере промышленный сектор экономики Хабаровского края имеет достаточно стабильную тенденцию роста.
Однако различные составляющие экономики края развиваются с различной интенсивностью, что приводит к накоплению диспропорций в развитии, которые, в конце концов, могут его затормозить либо вообще привести к спаду или депрессии. Поэтому при формулировании перспективы развития необходимо обратить внимание на эти диспропорции. Анализ развития экономики в 1999-2002 годах позволяет выделить следующие принципиальные диспропорции (проблемы) в развитии экономической системы края.
1. В настоящее время в структуре промышленного производства удельный вес машиностроения составляет 47,3%. При этом условия национального спроса таковы, что по существу задействованы мощности только КНААПО, которое определяет не только динамику отрасли (около 90% производства машиностроительной продукции), но и всей промышленности, а также экспорта (59,6% стоимостного объема в 2001 году.).
2. Значительные темпы роста инвестиций, которые имели место в период 1998-2001 гг., не должны вызывать эйфории. Анализ показывает, что в указанный период экономики края в среднем функционировала в режиме инвестиционного лага в один-полтора года, т.е., по существу, инвестиции осуществлялись либо в инфраструктуру общего пользования, отдачу которой в приросте ВРП оценить очень сложно, либо в текущее функционирование. По крайней мере отдача от повышенных, относительно темпов промышленного и экономического роста, темпов инвестиций в текущий период пока сказалась недостаточно сильно.
Темпы прироста основных показателей экономики Хабаровского края
(процентов)
Темп прироста (показатели оценены в постоянных ценах) | 1999 | 2000 | 2001 |
Инвестиции | 38,1 | 40,0 | 8,0 |
Промышленное производство | 10,0 | 18,0 | 3,0 |
ВРП | 1,2 | 11,7 | 1,9 |
Ввод фондов | -6,8 | 16,6 | -28,8 |
3. За последние три года (1998-2000 гг.) наблюдается постепенный прирост фондоотдачи в отраслях экономики края.
В 2000 году, по сравнению с 1999 годом, прирост фондоотдачи в целом по экономике края составил 43,2%, в промышленности - 16%. В отдельных отраслях экономики этот показатель растет более высокими темпами.
Темпы прироста фондоотдачи
(процентов)
Промышленность
Черная металлургия 95,7
Машиностроение и металлообработка 47,8
Производство строительных материалов 68,0
Химическая и нефтехимическая 66,8
Транспорт 75,8
Жилищное хозяйство 110,4
Торговля и общественное питание 45,7
Культура и искусство 91,8
Основными особенностями процесса использования основного капитала (фондов) являются следующие:
> рост выпуска продукции товаров и услуг в отраслях экономики сопровождается одновременно уменьшением стоимостного объема основных фондов. Объем основных фондов в 2000 году по сравнению с 1999 годом уменьшился на 15%;
> степень износа основных фондов растет и составила на начало 1999 года 32,6%, 2000 года - 37,2% , 2001 года - 42,5%, причем изношенность активной части основных фондов выше, чем пассивной. Если на начало 2000 года изношенность основных фондов по промышленности составила 46,4%, активная часть фондов изношена на 60%;
> износ активной части основных фондов в базовых отраслях промышленности превышает 70% (черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов);
> привлечение инвестиций в экономику и использование собственных средств недостаточно. Выбытие прогрессирует по группе «здания и сооружения». Коэффициент годности фондов основного вида на начало 2001 года составляет 56,58%. Этот коэффициент характеризует долю остаточной стоимости к балансовой. Самые низкие параметры - в промышленности стройматериалов (37,78%), объекты бытового обслуживания населения (45,01%);
> коэффициент обновления основных фондов в промышленности за период с 1998 по 2000 год увеличился с 2,1 до 5,6%, т.е. в 2,7 раза, активной части с 3,9 до 8,9%, т.е. в 2,3 раза. Коэффициент ликвидации снизился с 1,7 до 1,3%, т.е. на 76%; активной части с 2,9 до 2,0%, т.е. на 68%.
Анализ ввода основных фондов по экономике в целом показывает, что имело место снижение темпов ввода:
> 113% - в 1999 году, 119% - в 2000 году, около 95% - в 2001 году;
при одновременном наращивании инвестиций в основной капитал:
> 109% - в 1998 году, 138% - в 1999 году, 140% - в 2000 году, 108% - в 2001 году.
В структуре инвестиций по видам основных фондов растет доля инвестиций в активную часть.
Структура инвестиций в основной капитал
процентов
1998 | 1999 | 2000 | |
Инвестиции в основной капитал - всего | 100 | 100 | 100 |
в том числе по видам основных фондов: | |||
жилища | 22,2 | 12,2 | 8,1 |
здания (кроме жилых) и сооружения | 55,2 | 42,4 | 45,7 |
машины, оборудование, инструмент, инвентарь | 19,7 | 42,3 | 44,1 |
Прочие | 2,9 | 3,1 | 2,1 |
Таким образом, в составе основных фондов увеличивается доля устаревшего оборудования.
Анализ использования производственных мощностей показывает, что ввиду значительного износа оборудования, недостаточно используются производственные мощности. В сырьевых отраслях (угольная, нефтеперерабатывающая, черная металлургия) загрузка оборудования выше, чем в обрабатывающих, это связано с тем, что в обрабатывающих отраслях высокие требования к технологическому процессу, уровню выпускаемой продукции, т.е. в технологичных производствах загружено в основном новое оборудование. В одной и той же отрасли степень загрузки оборудования зависит от степени обработки. Например, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности степень загрузки оборудования при производстве ДСП составляет 4,1%, а при вывозке древесины 63,7%.
Эффективность использования основных фондов (отношение прироста добавленной стоимости к объему основных фондов) в процессе создания добавленной стоимости характеризуется снижением этого показателя в целом по экономике, в то время когда по отдельным отраслям происходит рост (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура). В общем, рост отмечается в отраслях с высокой долей добавленной стоимости.
1999 | 2000 | 2001 | |
Отношение прироста валовой добавленной стоимости к полной балансовой стоимости основных фондов | 0,22 | 0,04 | -0,08 |
Отношение прироста валовой добавленной стоимости к стоимости вновь введенных основных фондов | 8,2 | 1,02 | -2.12 |
Таким образом, для повышения фондоотдачи необходимо:
> повысить степень загрузки оборудования,
> решать задачи по обновлению активной части основных фондов,
> создавать и развивать новые эффективные производства,
> развивать отрасли с высокой долей добавленной стоимости (привлекать инвестиции, создавать благоприятный инвестиционный климат).
4. Есть основания полагать, что в экономике края формируется диспропорция между производством и реализацией продукции. Разница, например, в 2001 году, в индексах цен производителей по валовому объему производства товаров и услуг (полученным из соотношения темпа роста в текущих ценах и сопоставимых ценах) и среднегодовым индексом цен по ассортиментному набору составила более 12 процентных пункта: 111,6% против 124,4%. Это может означать, что в ассортиментном наборе производится продукция, не пользующаяся спросом, которая «снижает» ценовой индекс до 111,6%. Так как по потребительским товарам, которые в основном потребляются в Хабаровском крае, индекс цен (индекс потребительских цен) совпадает с индексом цен производителей промышленной продукции, то в остальном секторе промышленности производится продукция, либо не пользующаяся спросом, либо убыточная. Это означает, что в экономике края существует «потенциал неэффективности».
5. Косвенное подтверждение «потенциала неэффективности» отражается динамикой дебиторской задолженности и, в частности, коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности в основных отраслях промышленности и экономики края.
Число "дебиторских оборотов" | |||
на начало 2000 года | на начало 2001 года | по состоянию на 01.05.2002 | |
|
|
|
|
нефтеперерабатывающая промышленность | 9,95 | 8,91 | тенденция к снижению |
цветная металлургия | 6,6 | 5,4 | тенденция к снижению |
Машиностроение | 0,6 | 0,8 | тенденция к снижению |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность | 6,8 | 2,4 | тенденция к росту |
Пищевая промышленность | 8 | 10 | тенденция к снижению |
Транспорт | 10,41 | 14,84 | тенденция к росту |