Недействующий

 ЗАКОН ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

от 24.12.99 № 176  

О территориальном общественном самоуправлении в Хабаровском крае

___________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 28.12.05 № 2
___________________________________________________

Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом  "Об  общих  принципах  организации  местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Хабаровского края, Законом Хабаровского края "Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае" определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, права и гарантии органов территориального общественного самоуправления.

     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья   1.   Понятие   территориального   общественного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального  образования  (территориях  поселений,  не  являющихся муниципальными  образованиями:  микрорайонов,  жилищных  комплексов, кварталов, улиц, дворов, домов, подъездов домов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления   определяется   уставом   муниципального   образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом.

Статья 2. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении

1. Граждане осуществляют территориальное общественное самоуправление непосредственно через собрания (сходы) граждан, опросы населения, в других формах непосредственной демократии или через органы территориального общественного самоуправления.

2. Любой гражданин Российской Федерации, проживающий на соответствующей части территории муниципального образования, имеет право участвовать    в    территориальном общественном         самоуправлении (принимать участие в собраниях (сходах) граждан, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления, получать информацию об их деятельности, осуществлять контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления).

3. Не имеют права на участие в территориальном общественном самоуправлении граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Право на участие в территориальном общественном самоуправлении имеют граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет. В уставе муниципального образования, нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления может быть предусмотрена возможность участия в территориальном общественном самоуправлении граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, за исключением их права быть избранными в органы территориального общественного самоуправления.

Статья   3.   Система   территориального   общественного самоуправления

1. Система территориального общественного самоуправления включает в себя собрания (сходы) граждан, опросы населения, обсуждение населением важных вопросов местного значения, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан (советы или комитеты поселков, сельских населенных пунктов, микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, домов, подъездов домов и т.п.).

2. Границы территории, на которой образовано территориальное общественное     самоуправление,     устанавливаются     соответствующим представительным органом местного самоуправления по предложению общего собрания (схода) граждан, согласованному с главой муниципального образования, с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, а также социально-экономических, жилищных, коммунальных и других признаков целостности территории.

Статья 4. Правовая основа территориального общественного самоуправления

1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют законодательство Российской Федерации, краевые законы, настоящий закон, краевые нормативные правовые акты, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также положения (уставы), протоколы, договоры, решения территориального общественного самоуправления соответствующих территорий.

2. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления обеспечивается судом.

Статья   5.    Положение   (устав),   протокол,   договор территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление может иметь положение (устав), протокол или договор об осуществлении под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения, в которых могут указываться:

1) границы территориального общественного самоуправления;

2) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в осуществлении собственных инициатив в вопросах местного значения;

3) структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;

4)   срок   полномочий   органов   территориального   общественного самоуправления;

5) наименование и полномочия органов территориального общественного самоуправления;

6) основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления;

7) экономическая и финансовая основы территориального общественного самоуправления.

2. В положении (уставе), протоколе, договоре территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления по сохранению и ремонту жилищного фонда, энергосбережению, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов и сооружений, поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.

3. Положение (устав), протокол, договор об образовании территориального общественного самоуправления разрабатывается территориальным общественным самоуправлением самостоятельно и принимается на общем собрании (сходе) жителей соответствующей части муниципального образования.

4. Положение (устав), протокол, договор об образовании территориального общественного самоуправления вносится s реестр территориальных общественных самоуправлений,   который   ведется   администрацией   соответствующего муниципального образования.

Статья 6. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами государственной власти и местного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, в пределах своих полномочий взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, обеспечивая на части территории муниципального образования реализацию принципов народовластия, развитие инициативы и расширение самостоятельного решения населением вопросов местного значения в пределах переданных полномочий.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития            территориального общественного   самоуправления   и оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление.

3. Органы местного самоуправления, осуществляя взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением:

1) содействуют созданию и деятельности системы территориального общественного самоуправления;

2) оказывают помощь инициативным группам граждан, органам территориального общественного самоуправления в проведении собраний (сходов), опросов населения и других форм непосредственной демократии и принимают в них участие;

3) принимают нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, содействуют в разработке    положений    (уставов)    территориального    общественного самоуправления;

4)  вправе передавать  на договорной  основе территориальному общественному самоуправлению отдельные свои полномочия с одновременным предоставлением необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов, а также контролировать их деятельность в части реализации делегированных полномочий и расходования выделенных средств;

5) вправе устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением по согласованию с ним, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением;

6) вправе оказывать финансовую поддержку органам территориального общественного самоуправления для реализации социальных программ;

7) вправе предоставлять органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;

8)   координируют   деятельность   территориального   общественного самоуправления, содействуют в осуществлении его полномочий, оказывают ему организационную и методическую помощь;

9) заключают договоры с органами территориального общественного самоуправления;

10) способствуют выполнению решений территориального общественного самоуправления, принятых на общих собраниях (сходах) граждан в пределах его компетенции;

11) учитывают в своих решениях мнение населения, полученное территориальным общественным самоуправлением методом опроса;

12) вправе приостанавливать исполнение решений территориального общественного самоуправления в случаях их противоречия федеральным и краевым законам, краевым нормативным правовым актам, уставу муниципального образования, нормативным правовым актам органов местного самоуправления;

13) вправе содействовать организации подготовки и обучения работников органов территориального общественного самоуправления;

14)   осуществляют  другие   полномочия   по   взаимодействию   с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с настоящим законом и уставами муниципальных образований.

4, Территориальное общественное самоуправление в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные территориальным общественным   самоуправлением   в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

5. Представители территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей части территории муниципального образования.

6. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей части территории муниципального образования.

Статья 7. Полномочия территориального общественного самоуправления

1.   Полномочия   территориального  общественного   самоуправления определяются собранием (сходом) граждан, положением (уставом), протоколом, договором, в соответствии с настоящим законом, уставами и другими нормативными актами органов местного самоуправления, а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом территориального общественного самоуправления с согласия жителей соответствующей части территории муниципального образования.

2. Территориальное общественное самоуправление для осуществления своих полномочий на основе добровольно взятых на себя обязательств, вправе:

1) защищать права и законные интересы жителей в органах местного самоуправления;

2) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;

3) создавать в установленном законодательством порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;

4) осуществлять общественный контроль за выполнением условий владения, пользования,   распоряжения,   приватизации   и   аренды   муниципальной собственности, расположенной на соответствующей территории;

5) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на соответствующей территории;

6) разрабатывать и Представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов и программ экономического и социального развития муниципального образования, принимаемых органами местного самоуправления;

7) представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода и использования земельных участков на территории соответствующего территориального общественного самоуправления под строительство, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, детские и оздоровительные площадки, места отдыха и другие общественно-полезные цели, а также по вопросам строительства и расширения  на   этой  территории   предприятий   и  других  объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;

8) может по предварительному согласованию с органом местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;

9) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами местного самоуправления;

10) объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений, населения для финансирования целевых социальных программ, для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;

11) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных   учреждений   в   соответствии   с   действующим законодательством;

12) оказывать социальную поддержку и содействие занятости населения;

13) осуществлять общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;

14)    содействовать    мерам    санитарного,    эпидемиологического, экологического, пожарного контроля и безопасности, организовывать и проводить в этих целях в заявительном порядке соответствующую экспертизу проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта размещаемых идя находящихся на данной территории объектов производственного, социального и культурного назначения;

15)  содействовать  правоохранительным  органам  в  поддержании общественного порядка;

16) проводить работу с детьми и подростками, содействовать в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;

17) организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать в их проведении органам государственной власти и местного самоуправления, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям;

18) содействовать охране памятников истории и культуры, внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества;

19) оказывать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений, содействовать жителям в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда, в решении жилищной проблемы;

20) осуществлять общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест - захоронения и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций, участвовать в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории;

21) созывать собрания (сходы) граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать развитию форм гражданской активности населения:

22) определять в соответствии со своим положением (уставом) штатное расписание и порядок оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления;

23) выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.

Положением (уставом) территориального общественного самоуправления могут быть определены иные полномочия территориального общественного самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с краевыми законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Формы участия населения в осуществлении территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через:

непосредственное волеизъявление граждан - собрания (сходы) граждан, опросы населения, другие формы непосредственной демократии;

органы территориального общественного самоуправления.

Статья 9. Собрания (сходы) граждан

1. Собрание (сход) граждан является высшим руководящим органом территориального общественного самоуправления.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, его правомочность, принятия и изменения решений собрания (схода) граждан определяется Законом Хабаровского края "О собрании (сходе) граждан в Хабаровском крае".

3. К компетенции собрания (схода) граждан соответствующей части территории муниципального образования относятся следующие вопросы:

1) принятие положения (устава), протокола, договора об образовании территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

2)   образование,   реорганизация   и   прекращение   деятельности территориального общественного самоуправления;

3) установление и изменение границ территориального общественного самоуправления;

4) избрание органов территориального общественного самоуправления;

5)   установление   срока   полномочий   органов   территориального общественного самоуправления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»