Анализ современного состояния налоговой системы Хабаровского края и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции:
3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
- последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц;
- проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в краевой и местные бюджеты, в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов;
- активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в краевой и местные бюджеты Хабаровского края налога на прибыль;
- стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Хабаровского края, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения;
- создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в краевой и особенно в местные бюджеты, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
- содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;
- повышение социальной привлекательности торговых точек ни рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли;
- проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли, общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
- создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликероводочных изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций предприятий, производящих данную продукцию.
3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между краевым бюджетом и бюджетами районов и городов, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, на основе:
- разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Хабаровского края;
- распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по уровням бюджетной системы Хабаровского края путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Хабаровского края предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности;
- максимальной стабильности формул и принципов предоставления средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу;
- равенства бюджетных прав Хабаровского края и бюджетных прав муниципальных образований;
- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с краевым бюджетом Хабаровского края.
3.3. Совершенствование налогового законодательства Хабаровского края путем:
- инвентаризации актов законодательства Хабаровского края о налогах и сборах в целях их систематизации в единый закон о вопросах налогового регулирования в Хабаровском крае, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;
- упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями;
- введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями;
- проведения анализа эффективности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в целях подготовки предложений по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в бюджеты края.
Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании краевого и местных бюджетов Хабаровского края существенно повысится.
3.4. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:
- установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;
- усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин;
- усиления контроля за реализацией алкогольной продукции;