Недействующий

О мероприятиях по реализации Программы реформирования системы управления региональными финансами Хабаровского края (Утратил силу на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 12 мая 2008 года № 67)

1. Оценка состояния налогового потенциала Хабаровского края


Налоговые преобразования, проведенные в Хабаровском крае в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата.

В крае введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов.

В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж. Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2001 году в крае провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам 790 предприятий на сумму 6800 млн. рублей, в том числе по платежам в бюджет края 1500 млн. рублей.

Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности.

В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Хабаровского края, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками.

Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Хабаровский край в 1995 году приступил к реформе межбюджетных отношений между краевым бюджетом Хабаровского края и бюджетами муниципальных образований. Основными целями реформы стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально-экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетная обеспеченность.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Хабаровского края в 2001 году сложилась следующим образом.

Доходная часть консолидированного бюджета Хабаровского края формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2001 году составил 96 процентов.

На формирование неналоговых доходов бюджетов Хабаровского края определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Законом Хабаровского края "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края.

Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (29,3 процента), налог на прибыль предприятий и организации (44,7 процента), налог на имущество предприятий (9,2 процента), единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (4,6 процента).

В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 82,1 процента.

Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что 54,0 процента поступлений обеспечивает промышленность, 4,6 процента - торговля и общественное питание, 4,3 процента - строительство, 9,9 процента - транспорт, 2,1 процента - жилищно-коммунальное хозяйство.

Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Хабаровского края к концу 2001 года по сравнению с его началом составили 111 процентов. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2001 года эта задолженность в консолидированный бюджет Хабаровского края составила 14,1 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов.

Качественный состав задолженности в бюджетную систему Хабаровского края показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого страхования, а иногда и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности.

Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы края целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово-экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики.

В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Хабаровского края необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.