Промышленное производство, подведомственное министерству промышленности, транспорта и связи края, занимает значительное место в экономике края.
По данным статистики, рассматриваемые виды деятельности представляют 429 предприятий, в том числе 65 крупных и средних.
Их удельный вес в промышленном производстве в крае колеблется от 46% (в наиболее благоприятном 2003 году) до 32,9% (ожидаемое в 2006 году).
Доля налоговых платежей в бюджет края составляет соответственно от 39,6 до 19,8% в объемах поступлений платежей в бюджет края в целом от промышленного производства.
Численность работающих по состоянию на 01 июля 2006 г. составляла 49407 человек, или 37,6% от всех занятых в промышленном производстве края.
Географически рассматриваемое промышленное производство располагается: в г. Комсомольске-на-Амуре - 79,8%, г. Хабаровске - 18,0%, Амурском районе - 1,7%, г. Советская Гавань - 0,3%, г. Николаевске-на-Амуре - 0,2%.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в 2005 году занимали 60% рассматриваемого промышленного производства.
Соответственно налоговые платежи в бюджет края составили 53,1%.
После 1998 года наметился рост промышленного производства. Пик роста приходится на 2003 год, когда был завершен экспортный заказ на ведущем предприятии ОПК - ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" (далее - ОАО "КнААПО").
В последующий период практически прекратилось производство на экспорт на авиастроительном объединении, вследствие чего произошел обвал промышленного производства и платежей в бюджет края.
В 2004 году объемы производства на этом предприятии составили 43,9% к уровню 2003 года, в 2005 году - 59,7% к уровню 2004 года, за 9 месяцев 2006 г. этот показатель составил 64,2% объемов соответствующего периода 2005 года.
Вместе с тем следует отметить, что на многих других ведущих промышленных предприятиях положительная динамика производства сохраняется.
Несмотря на некоторые позитивные тенденции в начале 2000 года, остается сложным финансовое состояние большинства предприятий. Число прибыльных предприятий и сумма получаемой балансовой прибыли сокращаются.
Кредиторская задолженность подведомственных отраслей в 2005 году составила 27270,2 млн. рублей и в 1,8 раза превысила дебиторскую. Износ основных фондов в промышленности составляет более 50%.
Производственные мощности загружены от 10 до 30%. Исключением являются ОАО "Амурский судостроительный завод", ОАО "Амурметалл" и МУП "Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования", мощности которых загружены более чем на 70%.
По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в крае являются предприятия ОПК. Структурно они представляют четыре вида производства вооружений. Доля предприятий ОПК в промышленном производстве края составляла в 2003 году около 40%, однако в течение последних двух лет она снизилась до 18% за счет резкого сокращения производства на ОАО "КнААПО".
На предприятиях ОПК в 2005 году было занято около 25% от работающих в промышленности края.
С 2004 года загрузка предприятий ОПК края оставалась низкой и не обеспечивала рентабельную и ритмичную работу предприятий. Ее величина в 2005 - 2006 годах составила: в самолетостроении - около 30%, в судостроении - от 40% на ОАО "Амурский судостроительный завод" (далее - ОАО "АСЗ") до 5% на ОАО "Николаевский-на-Амуре судостроительный завод", в производстве боеприпасов и обычных вооружений - около 10%.
Содержание мобилизационных мощностей, незавершенного производства, финансируемых по остаточному принципу, недопустимо низкий объем гособоронзаказа, несвоевременная его оплата в 90-е годы привели к финансовому кризису практически всех предприятий ОПК, что негативно сказывается до настоящего времени на их производственной деятельности. Несмотря на это, из всех предприятий ОПК только на ФГУП "Производственное объединение "Амурмаш" введена процедура банкротства. Остальным пока удается сохранить производственную деятельность.
Необходимо отметить, что в последние годы на предприятиях ОПК края наблюдается рост государственного оборонного заказа. С 2003 по 2006 год он увеличился в 2,2 раза, однако его абсолютная величина продолжает оставаться низкой. В общих объемах производства его величина в 2006 году составила 10,8%.
Правительством Российской Федерации в основном решена проблема ликвидации задолженности за ранее выполненный гособоронзаказ. В 2006 году ее имеет только ОАО "КнААПО".
Однако ликвидация задолженности со стороны государства производится без учета инфляции, процентов банковских кредитов, которые предприятия вынуждены были брать из-за отсутствия финансирования госзаказа. Все это ложится на убытки предприятий.
Авиастроение в крае представляет ОАО "КнААПО". Производственная деятельность этого авиационного объединения, входящего в ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (далее - ОАО "АХК "Сухой"), за последние пять лет характеризовалась крайней нестабильностью. Если загрузка мощностей авиационного объединения в 2002 - 2003 годах составляла около 50%, то к 2006 году она снизилась в 2 раза. Соответственно, уменьшились и налоговые платежи в бюджет края. Только в 2005 году из-за недостаточной загрузки производства на заводе было сокращено более трех тысяч работников.
ОАО "КнААПО" наряду с ОАО "АХК "Сухой" вошло в созданное в 2006 году ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".
В условиях резкого снижения объемов экспортных контрактов и при отсутствии закупок новых самолетов со стороны Министерства обороны Российской Федерации предприятие в последние 5 лет активно занимается освоением производства гражданских самолетов. Оно участвует в трех авиационных программах гражданского назначения, которые ориентированы как на внутренний, так и на внешний рынок. Это программы строительства самолетов Бе-103, Су-80 и российского регионального самолета SSJ-100 ("Сухой Суперджит - 100").
Судостроение края ориентировано на строительство надводных и подводных кораблей военного и гражданского назначения. На предприятиях сконцентрированы и сохранены современные технологии, мощный производственно-технический и кадровый потенциал.
В крае действуют 3 судостроительных предприятия, на которых в 2006 году трудится 8 880 человек, или 17,9% от общего числа занятых в подведомственном министерству промышленности, транспорта и связи края промышленном производстве. С судостроением непосредственно связаны два крупных предприятия ОАО "Хабсудмаш" и ОАО "Амурская ЭРА", а также ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения".
На всех судостроительных предприятиях края в незавершенном строительстве без движения находятся заказы 90-х годов, финансирование которых либо прекратилось вообще, либо ведется в объемах, недостаточных даже на их содержание, не говоря уже о достройке. Положительная динамика производства, особенно за последние три года, объясняется резким увеличением загрузки на предприятиях ОАО "АСЗ" и ФГУП "ХСЗ".