Недействующий

Об утверждении Концепции основных направлений развития торговли Хабаровского края до 2010 года

I. Современное состояние отрасли “Торговля”
цель и задачи Концепции


Торговля - важнейшая отрасль экономики и сферы жизнеобеспечения населения потребительскими товарами. В ней сталкиваются экономические интересы продавцов и покупателей посредством согласования потребительского спроса и предложения, происходит окончательное признание общественной ценности благ и услуг. Торговля - один из важнейших источников накопления инвестиционных ресурсов для развития бизнеса и бюджетных доходов государства, динамичная сфера приложения труда и капитала.

В ходе экономических преобразований последнего десятилетия XX столетия в торговле края произошли кардинальные преобразования, прежде всего в формах собственности и формах предпринимательской деятельности, сформировалась рыночная конкурентная среда. На потребительском рынке края действует около 10,8 тыс. самостоятельных субъектов хозяйствования. На начало 2001 года в Хабаровском крае работало 4417 стационарных предприятий розничной торговли площадью 305 тыс. кв. м, 1197 предприятий общественного питания на 74,6 тыс. посадочных мест, 62 рынка на 9,7 тыс. торговых мест и 3420 точек мелкорозничной сети. По специализации торговые предприятия распределяются: 47,5% -продовольственные, 27,5% -непродовольственные, 23,6% - смешанные, 1,4% - рынки.

В структуре объема продаж субъекты малого предпринимательства составляют 45%, средние и крупные организации - 32%, рынки - 23%. Более 90% продукции реализуется через предприятия негосударственной формы собственности.

Сложившаяся структура предприятий торговли - следствие первоначального этапа перехода планово-распределительной экономики в рыночную, с преобладанием малых предприятий и единоличных субъектов хозяйствования, что позволило, с одной стороны, ликвидировать товарный дефицит, а с другой - обусловило низкий уровень концентрации и централизации капитала, что, в свою очередь, сдерживает развитие качественных параметров потребительского рынка.

В торговле имеют место факты теневого оборота, продолжается наращивание цен из-за не всегда оправданного роста звенности товародвижения.

В результате теневого бизнеса идет сокрытие доходов предприятий и организаций торговли, следовательно, и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Материальная база оптовых предприятий нуждается в реконструкции, техническом перевооружении и обновлении.

Более чем на 27% произошло сокращение общедоступных предприятий общественного питания.

Торговля в экономике края составляет: 10% в Валовом региональном продукте, 0,8% в стоимости основных производственных фондов, 13% в общей занятости, 1,4% в инвестициях, 9,7% в добавленной стоимости, 7,4% в общей сумме налоговых поступлений.

За 2001 год ожидаемый товарооборот составит 26,0 млрд. руб., оборот общественного питания - 1155 млн. руб., что к 2000 году в сопоставимых ценах - 107 и 100 процентов соответственно.

Ожидаемое поступление налогов и сборов по отрасли в территориальный бюджет определено в сумме 527 млн. руб.

Улучшилась финансовая ситуация предприятий торговли и общественного питания. В текущем году количество убыточных предприятий в сфере розничной торговли сократилось до 25%, общественного питания - до 28 %, оптовой торговли - до 33%.

Целью разработки настоящей Концепции является развитие потребительского рынка края и удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- обеспечение потребительского рынка края товарами, отвечающими требованиям безопасности и качества;     

- формирование развитой системы товародвижения с применением традиционных и передовых методов обслуживания;

- создание благоприятных условий, способствующих продвижению на потребительский рынок товаров, производимых промышленными предприятиями края и отечественными товаропроизводителями;

- развитие материально-технической базы торговли;

- создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий торговли и общественного питания;

- создание единой информационной системы торговли в крае;

- укрепление нормативно-правовой базы развития торговли.